Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Гармонизация межличностных взаимоотношений дошкольников

В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009) школьный принцип обучения детей в детском саду уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений.        

Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения (А. Рузская).

Отношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Для подтверждения результатов наблюдения в сентябре 2012г. я провела диагностику по методике «Два домика» и «День рождения». Анализ данных показал, что из 34 детей 5-6 лет 5 человек (15%) оказались в категории «игнорируемые», 3 (9%) - «отвергаемыми».

Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников в нашем учреждении является одной из актуальнейших. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

Поэтому наряду с традиционными методами и приемами формирования у детей положительного отношения к окружающим (чтение художественной литературы, беседа о прочитанном, пантомимические этюды, дидактические игры, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры-драматизации) я использую психологическую методику В. Холмогоровой «Школа добрых волшебников» для детей 4-6 лет. В основе данной методики лежат игры на сплочение коллектива. Главной задачей данной методики является сформировать чувство общности и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.

Методика базируется на следующих принципах:

  • Безоценочность. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
  • Отсутствие соревновательности. Конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества, порождают яркую демонстративность, конкурентность и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками.
  • Отказ от игрушек и предметов. Часто многочисленные конфликты и ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
  • Минимизация речевого взаимодействия. Еще один повод для ссор и конфликтов детей – словесная агрессия. Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому речевое взаимодействие сводится к минимуму. Вместо этого используются условные сигналы, мимика, жесты.
  • Исключение принуждения. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру: приветствие, набор игр, прощание.

Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:

  • Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).
  • Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо», «Выбери партнера»)
  • Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. («Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Змейка»)
  • Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»).
  • Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника»)
  • Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки»)

Первые результаты уже есть. Воспитатели отмечают, что дети стали больше играть, начинают решать конфликты самостоятельно, застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной методике с детьми 5-6 лет, а так же продолжить ознакомление с методикой педагогов детского сада на семинарах – практикума и, тренингах.


Список использованной литературы:

  1. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1997.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999.– 365с.
  4. Холмогорова В.Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» - М. : Чистые пруды, 2007. – 32с. : ил. – (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное воспитание».
  5. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – 752с.
  6. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009
  7. BiblioFond.ru Смирнова Е. О., Холмогорова В. М Диагностика межличностных отношений дошкольников. Межличностные отношения дошкольников

.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Admin
    Материалы для публикации присылайте на адрес сайта site@dohcolonoc.ru

    Подробнее...

     
  • Галина
    Здравствуйте, а куда можно отправить свою статью?

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...

     
  • Антонина
    Мне очень понравился Ваш проект. Спасибо Вам. Вы молодец! Можно ли использовать Ваш проектом? Заранее ...

    Подробнее...