Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельности, творчества, желания участвовать в деятельности, во многом зависит от особенностей общения педагога с детьми.

Выделяются следующие стили общения:

  1. Императивный (или авторитарный).
  2. Либерально-попустительный (или антиавторитарный).
  3. Демократический (или гуманно-сотруднический).

При авторитарном стиле общения, воспитатель стремится к единоличному руководству, все вопросы решает сам, навязывая детям свою позицию, устанавливает строгий контроль за выполнением предъявленных им требований, часто прибегает к методу наказания. Длительное общение с таким педагогом развивает у детей пассивность, неуверенность в себе, неосознанность действий.

При антиавторитарном стиле общения, ребенок «диктует» свои желания взрослому, все его прихоти поощряются, что часто приводит к неуправляемости поведения детей, к чрезмерной их двигательной активности нравственной раскрепощенности, неумению понять и принять желания другого человека.

Для демократического стиля, характерны широкий контакт воспитателя с детьми, проявления доверия и уважения к ребенку. Воспитанники педагога – демократа, значительно чаще проявляют стремление к творчеству, к оригинальности, активности, самостоятельности.

Реализация программы «Детство возможна только на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы, сотрудничества в группе, демократический стиль общения воспитателя с детьми. Необходимо стремится к реализации принципа сотрудничества и партнерства. Нужно строить педагогический процесс так, чтобы цель воспитателя стала желанной целью и для ребенка. Вот некоторые действия, к которым можно прибегнуть для достижения желаемого.

  1. «Провоцирующие к деятельности»

Воспитатель «забыл», как складывать бумажную игрушку; «ошибался» при составлении силуэта из набора геометрических фигур; «сомневается» в посильном задании для детей. Можно поразмышлять вслух о том, как лучше поступить в том или ином случае, посоветоваться с детьми.

  1. Использование «постановки проблемных ситуаций», требующих для разрешения проблемы мыслительной активности дошкольников.
  2. Соревновательный мотив с поощрением победителей.

Игру – соревнование лучше использовать при закреплении уже освоенного материала, когда у детей сформированы достаточные умения.

  1. Мотив «взаимопомощи» стимулирует активность ребенка, проявление инициативы.

Также необходимо создавать условия для самостоятельного свободного выбора дидактических однозначных, но субъективно (для ребенка) разных материалов и задач, например, способы конструирования в игре «Танграм», выбирают из нескольких образцов понравившуюся картинку, сюжет. Использование выше перечисленных приемов, способствует развитию положительной мотивации деятельности, ребенок становится истинным субъектом деятельности.

Для того чтобы успешно развивать творчество ребенка, необходимо в наибольшей степени подчеркнуть положительные моменты, отметить даже самые незначительные успехи ребенка, и тем самым усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности. Очень важно учитывать личностные особенности детей, осуществлять индивидуальный подход, что позволяет избежать многих ошибок, недоразумений, конфликтов. Очень хорошо, если дети будут взаимообучать друг друга, например, кто-то принес в группу бумажный тюльпан, ребенок хочет поделиться со сверстниками, рассказать и показать то новое, что еще не знают другие.

Одним из условий развития детского творчества, является организация специальной обстановки, которая побуждала бы детей к самостоятельным действиям, способствовала повышения интереса к конструктивным играм, сотрудничеству между детьми. Для этого надо отвести специальное место, где можно разместить игры, картинки, альбомы, необходимые материалы и инструменты. Чтобы все это было доступно для детей в любое время. «Подогреть» интерес детей можно, сказав им что-то таинственным голосом или с удивлением, недоумением, да еще показав им какую-то посылку – бандероль или записку – просьбу.

Такие игровые и сюрпризные моменты можно использовать на первых этапах освоения детьми конструктивных игр.

Содружество воспитателя и ребенка позволяет, по выражению Шалвы Амонашвили, управлять обучением и воспитанием ребенка с позиции его интересов, скрывая при этом обучающую позицию взрослого. Только при таком стиле взаимодействия, дошкольник открывает для себя, со всей полнотой, радость новой идеи, нового решения проблемы, радость творчества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...