Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых»

Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

  • уточнить представления детей о разнообразии насекомых в природе, о характерных признаках насекомых, о среде обитания, о пользе и вреде насекомых;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, рассуждать, делать выводы;
  • развивать память, мышление, связную речь, воображение, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением насекомых; чтение художественной литературы по теме; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок; рисование, аппликация, лепка по теме «Насекомые»; просмотр видеофильма «Мир насекомых».

Развивающая среда: картинки с изображением насекомых; мяч, игрушки – насекомые.

 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, давайте мы с вами вспомним произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Кто из вас помнит, в кого превращался царь Гвидон, чтобы увидеть своего отца – царя Салтана? А чтобы вам было легче вспомнить, послушайте загадки.

- Не зверь, не птица –

Нос, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет,

Тот кровь свою прольет.

Дети: Комар.

Педагог: Не птица, а летает.

С хоботом, а не слон.

Дети: Муха.

Педагог: Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски – словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель.

Большой, мохнатый, толстый …

Дети: Шмель.

Педагог: Ребята, так в кого же превращала Царевна Лебедь царя Гвидона?

Дети: Сначала царь Гвидон был комаром, потом мухой и шмелем.

Педагог: Комар, муха, шмель…Как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Педагог: Правильно, ребята, насекомые. По каким признакам можно определить, что это насекомые?

Дети: У насекомых есть голова, брюшко, 4 крылышка, шесть лапок, усики.

Педагог: Ребята, а кто знает, почему их так называют: насекомые?

Дети: Они называются так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. На брюшке видны поперечные полоски – насечки.

Педагог: А в какое время года мы можем увидеть насекомых?

Дети: Весной, летом, осенью.

Педагог: Как вы думаете, куда исчезают насекомые поздней осенью, зимой?

Дети: Они прячутся, зарываются в землю, прячутся под корой, в пнях, различных щелях, некоторые погибают.

Педагог: Ребята, давайте мы с вами немного пофантазируем и превратимся в бабочек. Согласны?

Физкультминутка «Бабочка проснулась»

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (наклон вперед, назад).

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки в сторону и полетать)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружиться).

Педагог: Ребята, а бабочка – это насекомое?

Дети: Насекомое.

Педагог: Существует очень много насекомых. Предлагаю поиграть в игру «Загадки».

Дидактическая игра «Загадки»

(На столе разложены картинки с изображением различных насекомых. Ребенок загадывает загадку, второй ребенок находит картинку с отгадкой, называет изображенное насекомое и загадывает свою загадку и т.д.)

  • Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  • Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

  • Зелёная пружинка
    Живет в траве густой.
    С травинки на травинку
    Он скачет день – деньской. (Кузнечик.)
  • Маленькая модница
    Села на ладошки.
    Красненькое платьице
    С черными горошками. (Божья коровка.)
  • Я летаю, как хочу
    Боком, взад, вперед лечу.
    Есть огромные глаза
    Я летунья - … (Стрекоза.)
  • Этот малыш, сильнее слона
    Веточки носит он без труда. (Муравей.)
  • Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

Педагог: Молодцы! С заданием все справились. А теперь назовите насекомых, которых вы знаете.

Дети: Муравей, муха, шмель, пчела, стрекоза, кузнечик, божья коровка….

Педагог: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят насекомые?

Дети: Бабочки радуют человека своей красотой, опыляют растения. Бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

Божья коровка уничтожает тлю.

Стрекоза поедает комаров, мух.

Пчелы дают человеку мед, воск, прополис.

Муравьи разносят семена многих растений, борются с вредителями, рыхлят почву.

Педагог: Но ведь есть и вредные насекомые. Назовите их.

Дети: Муха – разносит микробы. Комар – сосет кровь, переносят различные заболевания.

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение».

Дидактическая игра (с мячом) «Закончи предложение».

(Педагог начинает предложение и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и продолжает предложение. Затем мяч бросает педагогу. Игра продолжается.)

Майский жук большой, а божья коровка …. (маленькая).

У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие).

Пчелы живут в ульях, а муравьи в … (муравейниках).

Бабочка питается нектаром цветов, а стрекоза … (мухами, комарами).

Кузнечик прыгает, а муравей … (ползает).

Шмель жужжит, а кузнечик … (стрекочет).

У осы крылья короткие, а у стрекозы … (длинные).

Педагог: Ребята, а почему не надо обижать и трогать насекомых?

Дети: Они живые, за ними можно наблюдать, любоваться, многие из них приносят пользу.

Педагог: Как вы думаете, нужно ли беречь насекомых?

Дети: Чтобы сохранить красоту природы, нужно беречь насекомых.

Педагог: В природе все взаимосвязано и нарушать эту связь нельзя. Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, птицы, животные. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить, охранять.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств...

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет

Читайте также

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии (Орудия труда, инструменты)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...