Тема: «Воспитание детей через художественное слово»
(из опыта работы)
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
В настоящее время я работаю с детьми среднего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 4-5 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».
В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:
- в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.
в культурно - гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.
Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно- гигиенические навыки).
День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:
- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»;
- «Рано утром я была удивлена,
Паренек белоголовый закричал мне из окна:-
«С добрым утром»!
Я спросила: «Это мне?»
Улыбнулся он в окне…»;
- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».
Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».
Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается , как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»
Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера.
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»
В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы , крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«Я напомню об одном:
не кривляйся за столом,
всем пора бы научиться,
кушать вилкой,
кушать, а не делать как Антошка.
Ты не знаешь?
За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить».
«За столом едят друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте, как угодно!»
Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на место убирать»
Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
«Лиза с куколкой играла
Платье куклу разорвала.
Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.
Данил мячик маленький нашел
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим
Нет, не надо быть таким?
Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:
«В споре кулаки мешают,
Они проблемы не решают!
Драчун понять и не пытался
Чуть что - он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит
Вздыхает тяжко и грустит
Никто с ним больше не играет
К себе его не приглашают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться»
Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод.
«Можно весело смеяться,
Пошутить, побаловаться
И поспорить иногда
Ну а драться - никогда!»
Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя».
«Всем советую дружить, ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете».
Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова».
Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про
«Жадину» Я Аким.
Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место»,полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т.д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.
«Метлу взяла и двор подмела
Приходите, поглядите
Хоть соринку вы найдите»
«Не мешайте, мне трудиться
Я водицы принесу
И колодезной водицей всех конечно угощу.
Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет»
Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.
Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».
«Прежде чем работать сесть,
Посмотри, все ли есть».
Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге
Б. Заходер:
«Заболела моя книжка
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею - я возьму ее и склею».
Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги».
Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.
Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.
Читайте также |
---|
Викторина «Вот такие разные животные»
Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...
Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…
Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...