Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на лета».

К. Д. Ушинский.


Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Речь – это основа человеческого разума и довольно сложный процесс и у каждого малыша протекает по своему. Каждый ребёнок – это личность, в которую заложен свой уникальный путь развития. Не нужно торопить его. Наше доверие и любовь помогут ребёнку развиться гармонично и легко.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и, наблюдая за детьми пришла к выводу, что через игру у ребят развитие речи происходит быстрее. И свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, а так – же помогает опыт коллег. Коллектив дружный и все делятся своими наработками. Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста. В своей работе раскрываю значение игр, их роль и сущность в развитии речи детей. Определила для себя цель и задачи:
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи:

1. Формирование словаря;
2. Развитие звуковой речи, связной речи;
3. Развитие речи как средство общения.
В работе с детьми считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Регулярно предлагаю детям составление различных картинок и кубиков. Яркие предметы вызывают у ребят желание рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действенности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения - игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто что делает?», «Назови животных и кто как кричит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Словесные игры: «Назови части целого», «Про кого я говорю?». Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Основная моя задача в области развития речи детей младшего возраста помочь ребятам в освоении разговорной речи. В процессе работы ещё использую развивающие игры.
Игры потешки: «Где же наши ручки?», «Привяжу я козлика…», «Вышли детки на лужок…». Пальчиковые игры: «Сделай ровные ладошки…», «Здороваемся», «Семья». Фольклорные игры: «Сапожок», «Золотые ворота», «Котя – коток испеки к празднику блинок». Речевые игры: «Кто больше?», «Придумаем слова», «Отгадай и назови», «Кто что делает». Музыкальные слова: «Наш оркестр», «Что лишнее?», «Колечко». Сюжетные подвижные игры: «Курица и кошка». Обыгрывание игрушек: «Пароход», «Самолёт», «Оленёнок – Пыжик». Дидактическую игру провожу с игрушками, предметами, картинками и с помощью игр активизирую словарь детей. А ещё хочется отметить театрализованные игры, где речь помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные дети вступают в диалог и раскрываются. Театр для ребёнка – это всегда праздник. Яркие незабываемые впечатления. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительность. В своей работе по развитию речи ребят в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы.
Игровые: сюрпризные моменты, обыгрывание текста; Словесные: повторение речевого материала, вопросы, договаривание слов, фраз; Наглядные: использование иллюстраций к тексту, использование игрушек.
От театрализованных игр ребята чаще переходят к ролевым играм: «Больница», «Магазин», «Почта» и др. и здесь больше развивается речь детей, в игру вступают стеснительные ребята, у которых слабо развита речь в диалоге и здесь воспитывается дружба. Часто беру роль на себя «Бабушка – Забавушка», «Незнайка» и ведётся диалог с ребятами: « Как испечь бублик?», «Незнайка художник». Эти игры сопровождаются стихами, песенками и ребята вступают в слова текста. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать самостоятельно. Работа по развитию речи проводится также и в режимные моменты. Во время умывания, еды, сна, одевания, дети выполняют много разнообразных действий. На прогулке дети раскрывают себя с новой стороны так как вокруг живая природа, яркая и разнообразная, каждый день новая. Ребята любят любое время года и им интересно рассказывать, что вокруг они видят, а моя задача помогать им правильно ставить вопрос, развивать речь. В селе есть библиотека и дошкольники, школьники посещаем её. Встречи всегда проходят с большим интересом, узнают новое «Как сделать ЛЭПБУК? Что это за книга?». Знакомятся с новыми книгами, также здесь размещаются различные литературные выставки по темам недели.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка речевого развития – неусидчивость, невнимательность, снижение успеваемости – все они могут перерасти в более серьёзные проблемы: ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости, ухудшение экологической обстановки и другие различные причины. Большое значение для ребёнка имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. От культуры речи взрослого, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Правила для родителей – читать ребёнку каждый день, народные сказки, небольшие рассказы с повторяющимися действиями, стихотворные сказки К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Телефон» и другие. Нравится детям стихи С.Я.Маршака, А. Барто. В этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты и они очень полезны т. к. привлекают внимание детей к звучанию слов и легко запоминаются детьми. Взаимодействие с родителями имеет большое значение – это важное условие для развития речи детей. Мы, воспитатели, делимся опытом с родителями, что дети познают в группе, в какие игры играют.
Анализ результативности: Обследование детей позволило определить положительную динамику в развитии детей по развитию речи. Речь ребят стала более связной, понятной, чёткой. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевоможные игры раскрывают содержание, воспитание и обучение детей. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи.
Использовала литературу:
1. Кольцова М. М., Рузина М. С. «Ребёнок учится говорить». Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: -У-Фактория, 2004.
2. Лурия А.Р. «Речь и интеллект в развитии ребёнка» .- М., 1997.
3. О. С. Ушакова. «Развитие речи детей 3 – 5 лет». –М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», - М.: Айрис- пресс, 2006.

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

Д. С. Лихачёв.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне»

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне» Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных...