Работа по развитию фонематического слуха у детей предшкольного возраста в логопедической группе

 

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Для этого необходима система занятий по формированию правильной устной речи. Это осуществляется в логопедическом детском саду.

Нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематических представлений создают помехи, в основном, на начальном этапе овладения чтением в букварный период, а недостаточное осознание звуковой стороны слова препятствует полноценному усвоению звуко-буквенной символики, что может привести к нарушениям чтения и письма у школьников, т.е. дислексиям и дисграфиям.

Это чаще всего возникает в результате недоразвития фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников. Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановках, пропусках и смешениях звуков, а также в добавлении слогов, звуков в слоге и сокращении количества слогов. Произносительные затруднения особенно видны в самостоятельной речи детей. Отсюда у детей возникает неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что приводит к специфическим ошибкам на письме, трудностям к овладению лексико-грамматическим строем речи и нарушениям различных психических функций.

Поэтому одним из обязательных условий формирования фонетически правильной четкой, внятной и выразительной речи у дошкольников является воспитание у них активного произвольного внимания к чужой и собственной речи, развитию памяти, а также мелкой и общей моторики. Все эти задачи решаются в процессе развития фонематического восприятия и воспитания произносительных навыков в логопедическом детском саду.

С самого начала обучения у детей воспитывается произвольное внимание к собственному произношению путем выработки точных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата и поэтому ведется работа по формированию фонематического восприятия. Это, в первую очередь, осуществляется на индивидуальных занятиях с логопедом. При произнесении звуков ребенок слушает себя и если звук произнесен правильно, то он может положить фишку, кружок и другие предметы. Таким образом, дети постепенно учатся слышать свое собственное произношение и отличать искаженное произношение от правильного. Это помогает, впоследствии, осуществлять самоконтроль за собственной речью.

Дети также учатся различать на слух правильное произношение звуков от неправильного, если эти звуки произносятся логопедом. Например: логопед произносит звук «Ш» 3 раза. Из которых только один раз правильно, а остальные два нет. Звуки произносятся несколько раз в разном порядке. Ребенок определяет, какой звук был произнесен правильно. Работа по формированию фонематического восприятия проводится с детьми на подгрупповых занятиях. Сначала предлагается узнавать и различать на слух неречевые звуки. Затем слуховое внимание привлекается к различению отдельных гласных наиболее резко противопоставленных, как акустически, так и артикуляционно. Это звуки А, У, И. Работа обязательно проводится с опорой на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Знакомство с гласными звуками начинается с разъяснения положения органов артикуляционного аппарата при их произнесении и с их основных характеристик

(можно петь и тянуть, произносить тихо и громко, долго и коротко). Предлагается выполнить определенные действия и одновременно произносить гласные звуки: У-У-У – поезд, А-А-А- укачивание куклы, А – руки в стороны, У –руки вверх, И- руки расходятся в стороны от груди и т.д.

Одновременно с работой по знакомству с гласными звуками в материал упражнений включаются согласные, правильно произносимые детьми, а потом и те, которые дети научились произносить правильно. Знакомим со следующими понятиями: согласный глухой, звонкий, твердый, мягкий, шипящий, свистящий. Для каждого гласного и согласного звука есть место в пособии «Город букв и звуков», на карточках, в домиках, где у согласных звуков звонкость обозначается колокольчиком, твердость – синим цветом, мягкость – зеленым цветом. Гласные – красным.

При прохождении звука в городе появляется домик или открывается окошко в домиках, где «живут» звуки, обозначенные буквой определенного цвета.

При прохождении согласных звуков учим детей слышать их среди других звуков, в слогах, словах и фразах. Постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам, т.е. отрабатываемый звук сопоставляется с другими звуками. Глухие, свистящие, шипящие звуки сравниваются между собой в своей группе звуков. Затем сравниваются группы свистящих звуков с шипящими, глухие со звонкими, всегда твердые с всегда мягкими звуками.

Например: о звуках П, Т, К, Х дети говорят, что они все согласные, глухие, твердые и мягкие – это одинаковое. Эти звуки произносят по-разному – это различное.

В ходе работы с детьми учим их слышать согласные звуки сначала среди других звуков, а потом в составе слогов. Сначала выделяем звук, находящийся в ударном слоге, затем в безударном, потом в начале, середине и конце слова.

При этом в начале работы при проговаривании звуков и слогов привлекаем зрительный контроль, а потом работаем без него. Работа со слогами с целью развития фонематического слуха проводится почти на всех занятиях. Начинается она с повторения слогов с одинаковыми звуками:

прямых та-та

ту-ту

то-то или

Обратных: ат-ат

От-от

Ут-ут

Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество элементов в рядах от 2-х до 4-х, усложняется состав элементов в рядах: слоги прямые, обратные или сочетание прямых и обратных слогов, закрытые слоги, слоги со стечением согласных, слоги, требующие переключения с одной артикуляции на другую. Изменяется и последовательность элементов в рядах.

Например:

1. Слоги для закрепления знаний о дифференциации согласных звуков.

  • Глухих или звонких звуков

КА-ХА              ОК-ОХ            ОР-ОЛ          РА-ЛА

           ХУ-КУ             УК-УХ              УЛ-УР          РУ-ЛУ

КА-КА-ХА                               РА-РА-ЛА

ХА-КА-ХА                               ЛА-РА-РА

  • Твердых и мягких звуков

КЛА-КЛЯ         ГЛА-ГЛЯ        ПЛА-ПЛА-ПЛЯ        ХРУ-ХРЮ-ХРЮ

КЛО-КЛЕ         ГЛО-ГЛЕ        СЛО-СЛЕ-СЛО       ТРЫ-ТРИ-ТРИ

КЛУ-КЛЮ         ГЛУ-ГЛЮ       ВЛУ-ВЛИ-ВЛЯ        ПРЕ-ПРЕ-ПРЯ

  • Свистящих и шипящих

СА-ША      ОС-ОШ      СПА-ШПА      СЛА-ШЛА

СО-ШО      АС-АШ      ШТА-СТА       СВА-ШВА

  • Глухих и звонких звуков

АБА-АПА-АБА

ОБО-ОПО-ОБО

ЭБЭ-ЭПЭ-ЭБЭ

2. Слоги на дифференциацию акустически близких по звучанию звуков

АЛЬ-АЛ     АСА-АЗА     ИРИ-ИРЫ     ИЛИ-ИЛЫ

3. Слоги, способствующие преодолению нарушений слоговой структуры

АЖМА      АБДНА       ЭДНА       СТА ШТА

ОЖНА      УСНА          ЭГНА       ЖДЫ ЖВА

Количество слогов можно постепенно увеличивать до 4-х с двумя или тремя звуками.

4. Для правильной постановки ударения в словах можно повторять следующие слоги:

  • Слоги с переменой ударения на другой слог.

КО̀-КО      КО-КО̀      ТА̀-ТА-ТА      ТА-ТА-ТА̀

ТА̀-ТА       ТА-ТА̀       ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги сначала с заданным ударением, а потом по отстукиванию с переменным ударением.

ТА̀-ТА     ТА-ТА̀      ТА̀-ТА-ТА      ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги с ударением темпа ЖА-ЖА-ЖМА

ША-ША-ШТА

ЖА-ЖА-ЖДА

Также работа по развитию фонематического восприятия проводится при проговаривании различных слов:

1. На дифференциацию звуков в 2-х словах. Н-р.:

Миска-мишка зайка-сайка

2. На дифференциацию звуков в одном слове. Н-р.:

Зажимать (з-ж). сушки (с-ш). Лариса (л-р), чистый (ч-с).

3. На дифференциацию звуков в предложении. Н-р.:

Расшумелись на опушке сойки и кукушки (с-ш).

Основным материалом, предназначенным для закрепления правильного произношения звуков, являются отдельные слова. Их правильное произношение дает возможность подбирать фразовый, а затем и текстовой материал. Для тренировки произносительных навыков хорошо применять заучивание наизусть потешек, рассказов и стихотворений. Все это помогает выработать у детей умение различать на слух звуки в собственной речи.

Следовательно, развитие фонематического восприятия, т.е. слухопроизносительной дифференциации фонем, проходит путь от сравнения на слух звуков наиболее далеких акустически и артикуляционно до умения не только различать их в речи окружающих, но и в собственном произношении отличать наиболее тонко противопоставленные звуки. Таким образом, речь детей становится фонетически правильно оформленной.

Развитие фонематического восприятия помогает дошкольникам с нарушениями речи преодолеть трудности в звуковом анализе и синтезе слов.

Дети, опираясь, в основном, на лексическое значение слова, не чувствуют последовательности звуков в слове, что впоследствии может привести к дисграфии. На письме это может проявиться в виде перестановок, пропусков, недописывания или наращивания слов лишними буквами.

С самого начала знакомства детей с фонетикой постепенно вводили речезвуковой анализ, а позднее синтез, что, с одной стороны, способствует ускорению процесса обучения правильному произношению, а с другой – является необходимым условием подготовки к обучению грамоте.

Эта работа начинается при знакомстве с гласными звуками: их сравнивают между собой, выделяют среди согласных и других гласных. Сначала дети учатся определять место гласного в сочетаниях гласных звуков, начиная с двух звуков – АУ, а потом в сочетаниях из всех пройденных гласных звуков – из шести АУОИЭИ. Одновременно знакомим с понятием «слово» и его обозначением символом- зеленая полоска.

___________  слово

!__________   слово с большой буквы

Объясняем ребятам, что начало слова слева на полоске, конец справа, середина в центре. Гласные звуки обозначаем красным кружком и показываем букву соответствующую этому гласному звуку.

Когда дети познакомятся с шестью основными гласными звуками, знакомим с еще четырьмя «забавными» звуками. При этом мы только их называем и показываем соответствующие буквы. Обозначаем гласные звуки и выкладываем их парами, получается 5 пар красных кружков и 5 пар гласных звуков. Проводим игру «Назови пару»: А – Я

О – Е

У – Ю

Э – Е

Ы - И

После прохождения гласных звуков начинаем знакомить детей с согласными звуками. В начале второго периода производим фонематический анализ закрытого, а потом открытого слогов. Для этого рассказываем небольшую сказочную историю о двух звуках, которые гуляли по двум дорожкам, а потом встретились, подружились и пошли по одной дорожке рядом. Например:

 

4

 

После знакомства с несколькими согласными звуками появилась возможность графически составлять схему слова и последовательно называть звуки в словах типа: ТОП, ТУК, СОК, СУП и др.

В течение 2-3 периодов обучения дети учились самостоятельно анализировать слова, определяя место и последовательность звуков в них. Постепенно в словах увеличивали количество звуков. Дети учились не только обозначать и анализировать слова, но и изменять кол-во звуков в них. Например: КОТ-КОТЫ-КОТИК. При этом дети объясняли, каким образом получилось новое слово. Например: «Я прибавил 1 гласный звук (красный кружок), это звук Ы. Он гласный и т.д.».

Потом проводим игру на внимание. Дети отвечают на вопросы:

  1. Сколько они обозначили слов.
  2. Сколько звуков в слове.
  3. Сколько гласных.
  4. Сколько согласных.
  5. Сколько твердых согласных.
  6. Сколько мягких согласных и т.д.

После этого они называют звуки, находящиеся на месте, указанном логопедом.

По порядку и вразбивку. Постепенно ребята учаться находить звуки в словах на любом месте. Например: в слове КАША – звук «Ш» стоит на третьем месте. Или называть звук по указанному месту.

Например: Назовите третий звук в слове.

Особую трудность для анализа вызывают слова со стечением согласных типа: МОСТ, КУСТ, СТОП. Поэтому такие слова произносились логопедом более четко, если стечение согласных было в середине, то при произношении делили слова на слоги. При обозначении таких слов символами кружки при составлении схем разводили немного в стороны.

Когда дети научились находить звуки в словах, предлагали им делить слова на слоги, считая гласные звуки. Произнося слова, делили их на слоги, выделяя их голосом. Символом слога является желтая полоска.

2

 

1

 

Постепенно дети сами учатся делить слова на слоги, называя гласные, самостоятельно придумывать слова с определенным количеством слогов.

Всю проделанную с детьми работу по формированию фонематического слуха проводим в тесном контакте с воспитателями. Они включают в логопедические пятиминутки различные задания, игры и упражнения.

В итоге проделанной работы преддошкольники учатся:

1. Правильно произносить дефектные звуки, слышать свою речь и осуществлять самоконтроль за ней, слышать речь окружающих.

Таким образом, сформировался фонематический слух.

2. Слышать из каких звуков состоят слова, делить слова на слоги, определять кол-во звуков (кол-во гласных и согласных) и кол-во слогов.

Таким образом, дети приобрели навыки фонематического анализа и синтеза.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Лепбук «Волшебный праздник Новый год»

Лепбук «Волшебный праздник Новый год» Новый год - это самый любимый праздник детей и взрослых. В Новый год исполняются все желание...

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну...