Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Сам термин одаренность является системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В свою очередь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]

В последние десятилетия на государственном уровне всё чаще встает вопрос о необходимости развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении.

После послания Федеральному собранию 06 декабря 2016 года Президент России дал поручение «обеспечить создание с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций». [2]

В настоящее время в России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Иногда о способностях людей говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети».

Одарённым ребенком называют ребенка, который:

  • обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
  • имеет просто неуёмную потребность в труде;
  • его мыслительная деятельность весьма продуктивна.

Одаренность может быть выражена в определенной сфере деятельности, для более объёмного понимания рассмотрим виды одарённости:

  • академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
  • интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ(обычно проводят когда ребенку исполнилось 6 лет);
  • творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству – рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке;
  • социальная, когда ребёнок – прирождённый лидер;
  • спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.

Чаще всего одаренные дети:

  • обладают отличной памятью;
  • любят получать новую информацию;
  • легко учатся;
  • владеют большим словарным запасом;
  • способны классифицировать информацию и опыт;
  • умеют широко пользоваться накопленными знаниями;
  • имеют острое мышление и пытливый ум;
  • обладают хорошей наблюдательностью;
  • могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
  • отлично применяют полученные знания на практике;
  • умеют чётко и логично излагать свои мысли;
  • с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
  • с удовольствием читают словари и энциклопедии;
  • прекрасно решают разнообразные (в том числе – житейские) задачи;
  • предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • остро воспринимают окружающий мир;
  • предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • способны следить за несколькими процессами одновременно;
  • владеют богатой фантазией и воображением;
  • испытывают неприязнь навязывания готовых схем, ответов и чужих идей;
  • проявляют любопытство в отношении того, как что-либо устроено; – имеют потребность в общении со взрослыми;

Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами: быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер. Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.

______________________

  1. Министерство образования Российской Федерации //Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное.Москва 2003г. -С.9
  2. ТАСС. Путин потребовал создать центры поддержки одаренных детей по всей стране.URL: https://tass.ru/obschestvo/3847513


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...