Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

(Из опыта работы)

Радость - если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете –

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

И. Токмакова.

Сегодня многие воспринимают природу с экранов телевизоров, домашних животных заменяют электронными игрушками, свежий воздух–освежителями. Многие дети очень агрессивно относятся к животным: бьют их палкой, дергают за хвосты и лапы. А также с опаской, со страхом относятся к насекомым: убивают их, потому что внешний вид насекомых неприятен и малознаком. Ломают ветки деревьев, кустарников.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями. Поэтому, в своей работе много внимания уделяла экологическому воспитанию детей.

Хочу отметить, что экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей, их интереса к окружающему миру.

Изучив теоретический и практический материал, а также составив перспективное планирование деятельности по разделу «Экологическое воспитание», в которой прослеживаются такие принципы как системность, последовательность, цикличность, вариативность, интеграция, природосообразность, принцип единства диагностики и коррекции, научности и амфлипикации, разработав модель экологизированной предметно-развивающей среды, далее апробировав ее в работе с детьми 5-7 летнего возраста, создала целостную систему экологической работы.

Целью этой системы является: формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Исходя из цели, разработала задачи по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

1. систематизировать и углубить знания детей о роли неживой природы (солнце, воздух, вода, ветер) в жизни человека, растений и животных;

2. учить устанавливать зависимость между живой и неживой природой, влиянием неживой природы на рост и развитие растений, животных, людей;

3. способствовать расширению и углублению представлений детей о живой природе родного края, планеты.

Развивающие задачи:

1. развивать интерес к наблюдениям, любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать простые выводы;

2. развивать умение аргументировать свои суждения.

Воспитательные задачи:

1. формировать элементы экологического сознания ценностного отношения, эмоционально-нравственного поведения в окружающей среде и природе;

2. продолжать воспитывать гуманное отношение ко всему живому;

3. приобщать к бережному отношению к природе: не ломать ветви деревьев, не топтать и не рвать цветы и траву, не обижать насекомых, птиц и зверей, не оставлять после себя мусор в скверах, в парках и в лесу, не сжигать сухую траву и листья;

4. воспитывать любовь к природе родного края, гордость за него, желание сохранять природу, разумно пользоваться ею.

Важны не только знания о природе у ребенка, но и его положительное отношение к растительному и животному миру. Бывает так, что дети много знают, но выходя на улицу, ломают деревья, бросают мусор.

Я считаю, что одним из условий для успешного выполнения поставленных задач является создание эколого-развивающей среды. Поэтому, в первую очередь, организовала уголок природы, зону для экспериментирования, приготовила панно с различными экосистемами: лес, луг, водоем, тундра.

При построении системы экологической работы обратила внимание на следующие основные направления:

- познавательное направление,

- познавательно-развлекательное направление,

- исследовательское направление,

- практическое направление.

Что относится к этим направлениям?

1. Познавательное направление: занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, моделирование. Это направление способствует расширению экологических знаний воспитанников.

Основной формой обучения в детском саду являются занятия. В своей работе я использовала разные виды занятий: комплексные, интегрированные, познавательные. Занятия планировала и проводила в игровой форме, потому что игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста.

В начале работы по экологическому воспитанию детей, возникли следующие затруднения:

- как донести до детей большой объем информации;

- как представить слепок целого мира;

- как раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.

Изучив методическую литературу, нашла путь решения своей проблемы – это использование в своей работе схем и моделей, мнемотаблиц. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

- Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Аквариум служит моделью водоема, глобус- модель земли, различные муляжи.

- Предметно-схематические модели: календарь природы, календари трудовых действий, экраны наблюдений. Есть такая модель, которая показывает один из способов защиты от врагов. Лист картона, окрашенный в два цвета - накладывая на него изображение геометрических фигур, дети обращают внимание на то, что при совпадении цвета геометрическая фигура становится невидимой. Модель помогает понять значение покровительственной окраски животных.

- Графические модели. Передают условные признаки, связи и отношения природных явлений. В своих занятиях использовала графические модели.

Важное значение в моей деятельности занимали дидактические игры: лото «Грибы», «Ягоды», «Чьи следы?», «Живые цепочки», «Лягушата», Одуванчик» и т.д. В играх дети закрепляют знания, активизируют умственные процессы, учатся вместе играть. Незабываемые впечатления остались у детей после экскурсий в природу, где мы вместе восхищались ее красотой. Зимой мы часто ходили на поле, по насту в лес. Во время экскурсий обращала внимание детей на пагубное влияние человека на природу. Например, весной с детьми, мы часто ходили на берег реки Вычегда. Дети очень переживали, когда видели сгоревшую траву, так как в траве живет много разных насекомых, а мусор в парке убирали даже без напоминания.

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя экологические проблемы, сопереживать и размышлять, использовала экологические сказки.

2. Познавательно-развлекательное направление: театрализованная деятельность, экологические игры, игры-путешествия, экологические праздники, досуги, походы, участия в конкурсах и викторинах. Это направление знакомит детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты дается в занимательной игровой форме.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Радостное настроение, незабываемые эмоции детства вносят праздники, театрализованные представления. Организовала и проводила с детьми подготовительной группы «Праздник птиц», «Праздник цветов», интересную сказку «Берегите елочку». Дети очень переживали за лесную красавицу. Яркие впечатления у детей старшего дошкольного возраста остались от походов в лес, где они самостоятельно находили выход из предлагаемых проблемных ситуаций. Например, зимой на лыжах мы ходили в гости к Деду Морозу и

помогали птицам. Летом звал нас на помощь лесовичок и дети с удовольствием шли спасать лес.

3. Исследовательское направление: наблюдения, опыты и эксперименты. Это направление способствует развитию мышления, учит анализу полученных результатов.

Огромный интерес дети проявили к исследовательской работе. Вместе с детьми мы делали опыты с песком, с глиной, со снегом, с водой, со льдом. Все это заинтересовало детей и в свободное время дети самостоятельно экспериментировали в уголке природы. Результаты исследовательской работы старалась связать с практическим опытом детей. Я думаю, что практический багаж знаний и умений детей накапливается не только в процессе опытов и экспериментов, но и во время наблюдений. В процессе наблюдений у детей развивается познавательный интерес, полученные знания помогают правильно объяснять происходящее в природе.

На основе изученного мною теоретического и практического материала, по методическим пособиям, составила цикл наблюдений для старшей и подготовительной групп.

4. Практическое направление: совместная работа на огороде, труд в уголке природы, огород на окне, посадка деревьев, кустарников и цветочной рассады, оформление цветников, создание альпийской горки и уход за ней, подкормка птиц. Это направление имеет важное место в экологическом воспитании, так как все это учит бережно относиться к природе.

Хочется отметить, что все четыре направления взаимосвязаны друг с другом. Кроме того, экологическое воспитание тесно связано с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, физической и т.д. (Интересно прошел эколого-физкультурный праздник «Сказочные приключения»).

Большими помощниками в моей работе были и остаются родители. Вместе с родителями ходили в зимний лес на лыжах. Родители принимали активное участие в выставке «Поделки из природного материала», на собрании

«Экология и дети», участвовали в КВН «Знатоки природы».

И в заключении отмечу, что природа - друг человека, а с другом надо уметь дружить, уметь его защищать. И учить этому необходимо с детства, с дошкольного детства, что я и делаю. Все начинается с детства, все закладывается в детстве.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

«Письмо солдату»

«Письмо солдату» «Письмо солдату» — так назвали Всероссийскую акцию, организованную «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ», в ходе которой наш «Детский сад №236» принял участие...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для детей подготовительной к школе группы. Тема «Экскурсия по Вологодчине»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...