Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры

В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на развитие вербальной коммуникации детей, можно сделать вывод, что зачастую выбор той или иной игры, ее организация, а также контроль за ее проведением невозможны без участия педагога. При этом осуществление руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего возраста, как правило, требует большого мастерства и педагогического такта.

Связано это с тем, что педагог при этом должен учесть многие важнейшие моменты – заинтересовать детей, обеспечить занятость каждого члена группы, подобрать роли, в зависимости от склонностей и интересов каждого ребенка, направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, яркость их переживаний, веру в правдивость игры. Помимо этого, педагог также должен обеспечить достижение цели игры и выполнение ее педагогических задач по сплочению коллектива, а также развитию вербальной коммуникации участников игры [1, с. 38].

Чтобы достигнуть всего этого, педагогу необходимо оказывать влияние на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяя их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей, тем самым конкретизируя содержание той или иной игровой роли. При этом подбор ролей для каждого ребенка должен опираться на тематику, привлекающую именно его. На главные роли, особенно в начале ознакомления младших дошкольников с сюжетно-ролевой игрой, целесообразнее всего назначать детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие со взрослым. Соответственно, с детьми застенчивыми, медлительными и неуверенными в себе, педагогу лучше начинать такую игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников [9, с. 112].

Кроме того, осуществляя контроль над ходом сюжетно-ролевой игры и знакомя детей с ее принципами и особенностями, расширяя знания, умения и навыки младших дошкольников, педагогу необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, а также недостаточной организованности. Дети просто потеряют интерес к игре и вернуть его будет очень сложно. Поэтому педагог не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Ему необходимо помнить, что отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах детей [17, с.76].

Как уже было сказано, педагогическое руководство процессом сюжетно-ролевой игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений, а также развитию вербально-коммуникативных навыков младших дошкольников, то есть их умений вступать в контакт друг с другом, договариваться между собой, закреплять дружеские отношения, необходимые по роли и т.д. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.

При этом руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у детей протест, желание прекратить игру. Поэтому наиболее уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации, так как педагог оказывает основное воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Поэтому роль педагога должна быть органичной. К примеру, он может спросить ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, может подсказать, что покупатели благодарят продавца и т.д.

При этом одним из наиболее эффективным способом контроля педагога над игрой, является его участи в ней в главной роли. Это повышает достоверность игры для детей и способствует усвоению ими всех необходимых знаний, умений и навыков [8, с. 24]. Через выполняемую им роль и игровые действия, он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей, побуждает детей активнее общаться.

По окончании игры педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал. В частности, он отмечает дружные действия детей, привлекает их к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм и развивает коммуникативные навыки детей [14, с. 74].

Педагогическая работа по руководству игрой также отражается в перспективных планах в нескольких аспектах: - приемы педагогического влияния на содержание игр; - помощь детям при реализации игры; - развитие сюжета; - формирование взаимоотношений между участниками игры. Помимо этого, перед началом той или иной игры целесообразно проводить с детьми предварительную работу - чтение, экскурсии, показ наглядного материала, либо совместное изготовление атрибутов к игре. Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка педагогом своих действий и действий детей в игре [10, с. 91].

Таким образом, роль педагога в процессе выполнения детьми этапов сюжетно-ролевой игры чрезвычайно высока. Он выполняет контролирующую и направляющую функцию, а также осуществляет оценку результатов игры и действий детей, способствуя достижению целей и задач сюжетно-ролевой игры.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Педагоги, учащиеся, родители: сотрудничество в игре [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник – 2015. – № 1. – С. 26-31.

8. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.,2013. – 229 с.

9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх [Текст] / Р.И. Жуковская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. – С. 24.

10. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н.Ф. Комарова.- М., Скрипторий, 2010. – 229 с.

14. Поздняков, Н. А. Исследование сюжетно- ролевой игры детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Поздняков, Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 12. – 15 С.

17. Пчелкина, В.С. Игра - источник детского творчества. [Текст] / В.С. Пчелкина //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 6. – 27 с.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2014. – 347 с.

 

Приложение

В данном приложении приведены примеры различных сюжетно- ролевых игр, которые могут использоваться педагогами для развития вербальной коммуникации детей раннего возраста. Автор игр – Г.А. Урунтаева [21. С. 289-292].

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.

Сюжетно-ролевая игра «Менялки»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Ход игры. Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»

Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро»

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро» Введение Актуальность проекта В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты приобрела социально-значимый характер. Природа наградила человека самыми...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»…

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Любознайки»Тема: «Лесная тренировка» Цель: способствовать развитию физических качеств детей. Задачи:  1) Оздоровительные - Формировать правильную осанку детей...

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...