Развитие восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности

На современном этапе в системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) развитие зрительного восприятия у детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности рассматривается как один из компонентов системы формирования изобразительного творчества у детей с ЗПР и включается во все звенья педагогического процесса.

Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, т.к. в процессе изобразительной деятельности воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства.

Восприятие – это психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдения [2,С.38]. Именно данный познавательный психический процесс лежит в основе мышления и памяти.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз [3,С.47].

Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущение по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференицированнее они отражают раздражителей.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность зрительно – моторных координаций, навыки зрительного обследования аналитико – синтетическую деятельность зрительного анализатора, объём, константность восприятия.

Формирование предметности восприятия осуществляется в процессе предметно – практической деятельности ребёнка. Когда ребёнок ощупывает рукой и осматривает объект, совершая при этом движения глаз, происходит формирование предметности восприятия на основе тактильно – моторного и зрительного взаимодействия.

Итак, восприятие – ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, который выполняет объединяющую функцию:

во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке получению информации;

в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов информирует целостную картину мира [1, С.28].

Исследования показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, т.к. в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразие материала и приёмов работы с ними.

Таким образом, связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она даётся объёмной. В аппликации ребёнок знакомится с плоскостной формой круга.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризуется прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

Согласно Е.А. Стребелевой [4], у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

В старшем дошкольном возрасте в наименьшей степени нарушенным оказывается наглядно-действенное мышление, наблюдается недостаточность наглядно-образного. Так, на этапе начала систематического обучения эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой.

Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию данной категории дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. Поскольку в процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развивается наглядно-образное мышление, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи, воспитание эстетических и моральных чувств.

Нами было проведено экспериментальное исследование по развитию зрительного восприятия у детей 6-7лет с ЗПР средствами изобразительной деятельности, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Экспериментальную группу составили 12 детей в возрасте 6-7лет с ЗПР, воспитанников МБДОУ «Д/с №4».

На констатирующем этапе мы проводили диагностику развития зрительного восприятия, используя пять методик.

Задание 1 «Адаптированный вариант методики А.А. Катаевой». Цель: Выявление особенности восприятия цвета в процессе выполнения предметных действий, понимания слов-названий сенсорных эталонов цвета и возможности самостоятельного словесного обозначения цвета детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Задание 2 «Адаптированный вариант рамок и вкладышей М. Монтессори». Цель: Выявление способности воспринимать форму предметов.

Задание 3 «Сенсорные эталоны формы». Цель:Изучение осведомлённости о сенсорных эталонах формы.

Задание 4 «Восприятие формы». Цель: Диагностика восприятия формы.

Задание 5 «Восприятие величины». Цель: Диагностика восприятия величины.

В ходе проведения исследования развития зрительного восприятия было выявлено: с низким уровнем 30% детей, сосреднем уровнем 70%, с высоким уровнем детей не выявлено.

Данные констатирующего этапа исследования выявили необходимость проведения целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия у детей 6-7лет с ЗПР. Нами было разработана и проведена программа занятий по изобразительной деятельности. Периодичность занятий – 2 занятия в неделю, продолжительность программы – 6 месяцев.

В экспериментальной группе нами были разработаны и проведены занятия по изобразительной деятельности направленные на развитие зрительного восприятия, по темам: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия величины и формы; развитие восприятия формы, величины и цвета. Таким образом, проведённые нами занятия с испытуемыми экспериментальной группы должны способствовать развитию зрительного восприятия.

По окончании формирующей части эксперимента, в ходе проведения контрольного этапа исследования было выявлено, что уровень развития восприятия формы, цвета, величины и уровень развития зрительного восприятия у детей экспериментальной группы значительно повысился. В ходе исследования развития зрительного восприятия было выявлено: с низким уровнем 20% детей, со средним уровнем 80% детей, с высоким уровнем детей не выявлено.

Эти данные доказывают эффективность предложенной нами работы по развитию зрительного восприятия у детей 6-7лет с ЗПР средствами изобразительной деятельности.

 

Список литературы:

1. Аксёнова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова /

Под ред. Н.М. Назаровой. -2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2002. - 400с.

2. Смиронова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2006. - 366с.

3. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. Пособие /Под науч.ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь,2003.-216с.

4. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др. / Под ред.Е.А. Стребелевой. – М.:Издательский центр « Академия», 2002.- 312с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности Дидактическая игра является эффективным средством формирование таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно...