Ранние симптомы задержки речевого развития

Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей логопед констатирует тот факт, что на развитие речи ребенка следовало бы обратить внимание и немного раньше.

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. К биологическим факторам относятся:

Различные патологии беременности, внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность или переношенность.

Заболевания раннего возраста: черепно-мозговые травмы, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Наследственные факторы.

Нарушения слуха.

Социальные факторы:

Неблагоприятная социальная среда, приводящая к дефициту речевых контактов: неразвитость культуры общения в семье, педагогическая запущенность, а также билингвизм, эмоциональные стрессы.

Гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Чрезмерно информированная среда, где ребенок сталкивается с

избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае он не прислушивается к речи и не осмысливает значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, которые не имеют отношения к развитию истинной речи.

Есть несколько признаков, по которым еще до 3 лет можно заподозрить возможные проблемы со слухом/речью:

  1. Малыш не реагирует на голоса мамы, папы. Это можно проверить, когда ребенку исполнится три месяца. В норме он проявляет оживление.
  1. В пять месяцев ребенок не издает ни звуков, ни звукосочетаний. Он не ищет взглядом вещи, на которые вы показываете.
  2. Малыш не гулит, не кряхтит, не лепечет, не повторяет какие-либо звуки. Ребенок старше 8 месяцев уже агукает - произносит простые гласные в сочетании с буквой «г» и элементарные слоги.
  3. Ребенок к десяти месяцам умеет махать рукой прощаясь, отрицательно махать головой.
  4. К полутора годам в речи ребенка имеются простые слова. Он может позвать кого-то из родителей, что-то попросить, а еще указать на какой- то предмет или на свою часть тела. Если этого нет, лучше проконсультироваться со специалистом.
  5. Еще один признак, который должен насторожить, если в 2 года малыш не выполняет просьбы взрослых. «Подойди» или «Дай мне кубик» - малыш уже должен понимать такие инструкции. У него должна хорошо быть развита пассивная речь.
  6. А вот если в 2,5 года ребенок не говорит это уже повод для профессиональной консультации невролога и психиатра. К специалисту необходимо обратиться также если в этом возрасте нет небольших фраз, типа «я хочу попить» или «я пошел» или если малыш не понимает усложненные конструкции: например, взять предмет и дать маме.
  7. Последний этап перед официальным диагнозом 2 года и 10-11 месяцев. В этом возрасте ребенок может сказать, как его зовут, рассказать, мальчик он или девочка, рассказать небольшое стихотворение или спеть песню (особенно, если уже ходит в детский сад). Если ребенок до сих пор разговаривает отдельными словами, не использует фразовую речь, и понимаете его только вы, здесь есть над чем поработать логопеду и неврологу.

Поэтому, будьте внимательны к своему ребенку, не упускайте время.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...