Люби и знай свой край!

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема отсутствия у детей дошкольного возраста знаний об истории и культуре родного края. В настоящее время прослеживается утрата интереса подрастающего поколения к изучению истории своей страны и народа, к культурному наследию, о чем свидетельствует низкий уровень гражданской культуры. В качестве одной из первичных ступеней воспитания патриотических качеств личности выступает формирование представлений о родном крае.

Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к Родине и к своему Отечеству.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о Родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках. 

Целью моей работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным посёлком, областью, страной.

Организуя патриотическое воспитание, я опираюсь на психологические особенности дошкольника. Ребенок 6 - 7 летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны я строю на доступных и конкретных фактах, а так же событиях. Это ближе и понятно ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, я попросила их составить с помощью родителей свою родословную. Дети, узнавая о своих корнях, предках и через жизнь близких людей, познавали историю Родины. Она стала им ближе и понятнее, потому что окрасила их переживаниями.  Так, например, когда дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об их именах мною был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени.

В своей работе подвожу детей к тому, что любовь к Родине начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Совместно с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки. 

Приобщение к народным праздникам и традициям – это тоже важная особенность патриотического воспитания детей. 

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Золотая осень», «Святки», «Масленица», «Пасха». В процессе подготовки праздника, дети много узнают о русских обычаях и традициях. 

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами происходит с помощью иллюстраций и сопровождающей музыкой. Большие возможности патриотического воспитания заключаются также и в музыке. В своей работе я использую и народный фольклор, так как оно является богатейшим источником нравственно – патриотического воспитания ребёнка. В пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях четко оцениваются различные жизненные позиции, обращают внимания на  недостатки и положительные качества людей. Народные музыкальные произведения часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе. 

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые и общественные сюжеты. Театрализованные игры по русским народным сказкам с помощью различных видов театра: кукольного, настольного, пальчикового. Дети подготовительной к школе группы демонстрируют свои «артистические» способности малышам.

Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Никто не забыт, ничто не забыто…». В группе оформлен стенд под названием «Нет места краше, чем Родина наша!», где представлен материал для ознакомления с малой Родиной, её достопримечательностями, символикой, культурой и традициями. А также материал для расширения представлений о родной стране, её символике, государственных праздниках. Созданы тематические альбомы «Достопримечательности посёлка», «Обычаи, обряды и традиции русского народа», «Быт русского народа», «Здания архитектуры Нижнего Новгорода и Москвы», «Национальные костюмы», «Природа России», «Народно – прикладное искусство» и др. Создан фотоколлаж на тему: «Мой родной посёлок».

Для ознакомления с историей быта родного края создан мини-музей русской избы, где находится старинная мебель, посуда, народная одежда, орудия труда. Таким образом, дети знакомились с устройством русской избы. Для обогащения представлений детей об окружающей жизни и традициях народа родного края были подобраны образцы народно-прикладного творчества с присущей им красочностью, декоративностью.

Также в качестве средства формирования у старших дошкольников представлений о родном крае я использую в своей работе такую инновационную форму работы с детьми, как виртуальные экскурсии. Во время подобных экскурсий дошкольники приобретают углубленные знания и представления о своем регионе, природе, культуре своего народа, представление о работе общественных учреждений. Так, во время виртуальных экскурсий мы с ребятами путешествовали по родному посёлку, его достопримечательностям. Предлагала и виртуальные экскурсии по Нижнему Новгороду, дети посещали Автозавод, фабрику елочных игрушек. Дети узнали, что Фабрика елочных игрушек «Ариель» появилась в Нижнем Новгороде в 1996 году. Ее мастера продолжают традиции производства елочных украшений из стекла, которые были заложены в городе Горьком еще в 1936 году. Всем детям очень понравилось изучать сам процесс изготовления елочных игрушек. Для поддержания интереса детям было предложено включиться в продуктивную деятельность по созданию игрушек по завершению экскурсии. При посещении Автозавода Нижнего Новгорода дети знакомились с историей его создания и тем, что и как он производит.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

В нашей организации установлена тесная связь с родителями детей, и воспитание чувства любви к Родине и родному краю проходит более эффективно, так как, родители помощники детского сада и равноправные участники в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют во всевозможных конкурсах и выставках «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи». Принимают активное участие в праздниках, которые проходят в ДОУ. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Этот день Победы», «День матери», «День защиты детей». 

Воспитание патриотических чувств, всегда будет одним из главных составляющих воспитания  гражданина нашей страны. 

Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут. 

В дальнейшем буду работать по данной теме, так как считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он поможет воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, будут ли наши дети любить свою Родину.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…

1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Читайте также

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в…

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в...

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...