Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания творческой личности. В этом состоит заказ современного общества.

Педагогическая образовательная технология – «ТРИЗ» основана на принципе совмещения этих двух направлений. Систематическое использование методов ТРИЗ в воспитательно-образовательной работе с детьми способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.

Принимая во внимание тот факт, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника, целесообразно использовать именно игровые приемы. Играя, ребенок сам не подозревает, что осваивает те или иные знания, овладевает различными умениями, навыками.

Важной отличительной особенностью ТРИЗ – технологии является то, что здесь не затрачивается много времени на подготовку, нет и финансовых вложений. Ее можно применять ситуативно.

Важным моментом является то, что дети должны действовать самостоятельно, важно научить их мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон. Воспитатель может подтолкнуть детей, но решить проблему они должны самостоятельно.

Если же ребенок первым задает вопрос, автор технологии предлагает спросить его, что он сам об этом думает, тем самым пригласить его к рассуждению. При помощи наводящих вопросов следует подвести его решению изложенной проблемы.

Если же ребенок не задает вопроса, то задача педагога состоит в том, чтобы указать ему противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления

Среди методов и приемов ТРИЗ, доступных детям старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие:

1. Методы аналогий.

2. Метод проб и ошибок.

3. Метод моделирования.

4. Мозговой штурм.

5. Типовые приёмы фантазирования.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Например, метод «Каталог». Его суть заключается в синтезе сказок: построении связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создавался в качестве эффективного способа снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Применяется и такой прием как «Коллаж из сказок», в основу которого ложится придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Прием «Знакомые герои в новых обстоятельствах» особенно интересен детям. Его применение позволяет развить фантазию, сломать у детей имеющиеся стереотипы. Его суть состоит в создани условий, при которых главные герои той или иной сказки остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Следует отметить, что технология ТРИЗ способна доставить удовольствие и самому педагогу.

Авторы ТРИЗ уверены в том, что, обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

 

Список информационных ресурсов:

  1. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
  3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В…

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: - упражнять в умении различать и называть знакомые...

Читайте также

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях…

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях у царицы Свёклы»