Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

22 августа 2021 г. наша Республика Коми отметила свой 100 - летний юбилей. В нашем ДОУ было запланировано очень много разнообразных мероприятий к этой знаменательной дате. Одно из них – это изготовление своими руками дидактического пособия- лэпбук на тему «Национальный орнамент народа коми». Основная цель - это развитие у детей познавательного интереса к коми народному декоративно-прикладному творчеству, художественно-творческих способностей, на основе усвоения коми орнамента.

В настоящее время возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о его жизни, традициях и обычаях, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Коми национальное искусство богато по содержанию и находит отражение в культуре духовной и материальной. Картины, изделия из дерева, меха, кожи, пряжи, ткани с традиционным коми орнаментом входят в дом, как произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу. В настоящее время предметы коми национального искусства становятся украшением городского и сельского жилья, воспитывают у детей чувство гордости за самобытное искусство.

Отличительной особенностью народного творчества коми, является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов.

Каждый элемент орнамента рассказывает о природе тундры, животных, о жизни и традициях народов коми.

Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозайки у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежа и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера – прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Следовательно, с помощью игрового пособия- лэпбука, можно в интересной, игровой форме преподнести эти знания детям. Ведь именно - игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Данный дидактический материал можно использовать как на занятиях с детьми, так и в режимных моментах. Предоставляется возможность заниматься в совместной деятельности взрослого с ребенком, также и в самостоятельной деятельности детей. Ребята имеют возможность в любое время подойти к лэпбуку и использовать картинки в дидактических играх. Содержание лэпбука можно периодически пополнять, усложнять, менять материалы в соответствии с сезонностью или тематикой. Данное пособие является средством развивающего обучения, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.

Начинать работу нужно от простого к сложному. Мы планируем знакомить детей с простейшими элементами коми орнамента со старшей группы (например: следы, ёлочка, кочки с ягодами и т.д.). Постепенно переходить к знакомству с более сложными элементами.

Мероприятия:

- рассматривание с детьми иллюстраций, предметов, одежды с коми орнаментом;

- беседы с детьми «Что может рассказать коми орнамент»;

- знакомство с элементами орнамента коми;

- предложить составить коми орнамент из счетных палочек, палочек Кьюзинера;

- дидактические игры «Найди пару», «Собери орнамент» «Найди орнамент коми узора», «Одень куклу в национальный костюм», «Найди варежки»;

- лото «Найди к картинке нужный коми орнамент», домино «Коми орнамент»;

- развивающая игра «Найди и назови недостающий орнамент коми», «Найди два одинаковых по значению паса»;

- игровое упражнение «Дорисуй» (коми орнамент), «Обведи по точкам».

1

2

3



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет) Паспорт проекта Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К МБДОУ «Детский сад «Сказка»...

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики»

Развлечение по математике в подготовительной группе «Крестики, нолики» Цели: 1. Развитие мышления, внимания, смекалки. 2. Приобщение детей к работе в коллективе. 3. Развивать чувство...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Читайте также

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир…

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир ткани и бумаги» Направление: познавательное развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: Учить детей самостоятельно проводить «исследование»...