Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (модуль «Музыкальная деятельность») применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Размышляя о современном музыкальном занятии я определила для себя некоторые ведущие идеи.

- Изменить роль ребёнка на занятии: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка». Между ребёнком и музыкальным руководителем изменяются в сторону партнёрских, а ребёнок из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

- Учебным планом предусмотрены лишь два музыкальных занятия в неделю, что недостаточно для развития всесторонне развитой личности, поэтому возникла проблема увеличения интенсивности занятия. Одним из способов решения этой задачи является применение современных информационных технологий.

- Ведущим и успешны видом деятельности при организации занятий, несомненно, является использование аудио и видеоматериалов.

Практичность: возможность показывать презентации по различным темам. Кроме того, использование мультимедийных презентаций вызывает огромный интерес у воспитанников.

В своей работе я, применяю различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как при подготовке к НОД на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний) так и на развлечениях и праздниках.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.

- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты).

Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм. 

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий: - при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»); - в классических упражнениях-распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; - в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т.Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»)

Выводы: Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи: Повысить профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий, а именно:

- Внедрить ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

- Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

Следующим направлением в моей работе использование ИКТ стало, как средство для улучшения освоения изучаемого материала дошкольника. С помощью интернет материалов повышаю своё педагогическое мастерство, решаю проблемы с недостающим в нашем детском саду демонстрационным материалом.

Одним из важнейших факторов, влияющих на мой профессионализм, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

 

Список использованной литературы:

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе: учебн пособие – СПб.: ИНФО, 2009. – 283с.

 2. .Морева Н.А Музыкальные занятия и развлечения в ДОУ: метод. пособие. – М.: Просвящение, 2012.- 158 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ

Детский травматизм, его причины и профилактика в ДОУ Причины детского травматизма Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Однажды в Африке…» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: вызвать радостное, приподнятое настроение от занятий зимними видами спорта...

Читайте также

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...