Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это первый социальный институт, отвечающий за его гармоничное развитие и всестороннее воспитание. Поэтому актуальность исследования обусловлена важностью и необходимостью вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, повышения их педагогической компетенции, а также необходимостью поиска наиболее эффективных путей реализации данной задачи.

Статья 44 закона «Об образовании» гласит, что «родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [12]. Поэтому необходимо изучить такое понятие как педагогическая компетенция, так как только грамотный и компетентный родитель способен заложить основы гармоничного развития и воспитания своего ребенка.

Понятие «педагогическая компетенция» появилось сравнительно недавно и связано оно с именами таких исследователей, как С.С. Пиюкова [9], Г.Р. Ломакина [11], Н.А. Хрусталькова [13]. Педагоги единогласно утверждают о том, что необходимо повышать уровень педагогической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей, необходимо привлекать родителей к совместному взаимодействию с ДОУ. Только в этом случае можно добиться эффективности в образовательно-воспитательном процессе детей. Родители и педагоги должны стать союзниками в вопросе воспитания ребенка и действовать сугубо в его интересах. Только в этом случае они могут добиться успеха. Такая деятельность сотрудничества поможет родителям понять индивидуальные особенности своих детей, увидеть своего ребенка в разных ситуациях.  

Многие ученые прошлого говорили о большой роли семьи в воспитании детей, а родителей называли главными воспитателями. Еще И.Г. Песталоцци выделил семью, как «главный и подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Однако А.С. Макаренко утверждал, что «семьи бывают разные, одни плохие, другие хорошие. И ручаться за то, что семья будет осуществлять воспитание должным образом, мы не можем. Поэтому организующим началом в семейном воспитании должна стать образовательная организация, которая будет руководить семьей. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [10].

Е.П. Арнаутова [2], В.П. Дуброва [6], О.Л. Зверева [7] рассматривают педагогическую компетенцию как готовность родителей в теоретических вопросах и практических навыках проводить педагогическую деятельность в отношении своих детей

Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров под педагогической компетентностью родителей рассматривают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности [3].

Е. П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина выделяют в структуре педагогической компетенции такие компоненты, как когнитивный, личностный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный [5].

Для повышения педагогической компетенции родителей дошкольников ДОУ и педагогам необходимо взаимодействовать с родителями, выстраивать с ними сотруднические отношения.

Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны проявлять инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать методы и приемы вовлечение родителей в жизнь ДОУ [4]. По мнению многих педагогов, родители мало уделяют внимание образовательно-воспитательному процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей сейчас ничем не удивишь. Но исследования Е.П. Арнаутовой [1], В.П. Дубровой [6], О.Л. Зверевой [7] показали, что именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ. Зачастую работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия, а содержанию работы внимание не уделяется.

Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и педагогов ДОУ:

  • родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются реже, другие чаще, некоторые вообще практические не общаются с воспитателями;
  • родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел, пил, как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка занятиях, пути формирования его личности;
  • чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;
  • обычно воспитатели обращаются с просьбой к родителям, чтобы они поспособствовали воспитательному процессу, но не дают конкретных рекомендаций совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как они не знают, как воздействовать на ребенка;
  • воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог с родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить родителей, или не всегда могут корректно описать характер проблемы;
  • воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;
  • иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями: обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации воспитателя [1].

Общение родителей и педагогов в основном осуществляется через:

  • вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс;
  • расширение диапазона участия родителей в жизни ДОУ;
  • посещение родителями праздников, развлечений, родительских собраний, открытых занятий;
  • организацию информационно-педагогических материалов, выставок работ детей;
  • объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [10].

Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями.  Т.А. Маркова выделила следующие: тематические стенды, тематические беседы и консультации, родительские собрания, конференции [8]. Л.Ф. Островская дополнила, предложенные Т.А. Марковой формы, деловыми играми [10]. Л.М. Кларина, основываясь на тех трудностях, которые могут возникнуть в общении ДОУ и родителей, определила следующие формы работы: открыть клубы по интересам и дискуссионные клубы, спортивные секции. Н.В. Самоукина предложила использовать не только традиционные формы взаимодействия, но и нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут бурный интерес и живой отклик у родителей [3].  

Таким образом:

1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и навыки педагогической деятельности, но и комплекс коммуникационных, личностных и деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в воспитании детей, а также осознание ими необходимости воспитания и рефлексия самооценки своей педагогической деятельности;

2) выстраивание взаимоотношений между педагогами и родителями воспитанников одна из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс общения педагогов и родителей имеет свою особенность, заключающуюся в том, что эти взаимоотношения должны носить характер взаимопонимания и доверия. Только партнерское общение между педагогами и родителями будет способствовать установлению «обратной связи», индивидуальному подходу, непосредственности;

 

Список литературы.

  1. Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии.  – 2017.  – №6. – С. 89-92.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. – 2004. –  №9. –  C. 52-58.
  3. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.
  4. Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. / Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.
  5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова.  – М.: Просвещение, 2012.  – 120 с.
  6. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи.  – М.: Академия, 2017.  – 224 с.
  7. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С.70-75.
  8. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова.  – М.: Академия, 2011. – 116 с.
  9. Ломакина Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.  – С. 276-279.
  10. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  11. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 200 с.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.
  13. Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей из профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. – 160 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Зима прекрасное время для проведения зимних забав, и в нашем саду прошёл спортивный праздник «Зимние забавы».Спортивное развлечение у далось...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Читайте также

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

 План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»