Речевое творчество детей старшего дошкольного возраста

Районная творческая площадка
«Введение ФГОС ДО – шаг в современный детский сад»

 

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от развитости мышления, эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, способность к творчеству.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

К сожалению, традиционное обучение дошкольников по развитию речи строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таких занятиях чаще исполнительская, а не развивающая. Это препятствует развитию таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание, что большая часть из них испытывают недостатки речевого развития, что впоследствии подтвердил и проведённый мониторинг. Так 30 % детей, пересказывая такие сказки как «Морозко», «Царевна – лягушка», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. У 40 % наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей текста (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания. 25% детей воспроизводят сказку в замедленном темпе, в изложении часто встречаются текстовые повторы, свидетельствующие о затруднениях в планировании высказывания: «Им было, им было скучно там жить», «Ты мой красивый, ты мой красивый, ты мой этот...», «Только, только, только без друга мне нельзя идти». Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как творческая способность.

Исходя из вышеперечисленных проблем, в целях дополнительного развития речи детей одной из форм совместной деятельности я избрала кружковую работу. Мною была составлена программа по словесному творчеству «Сказочная страна» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы кружка: развитие творческих и словесных способностей, фантазии и воображения детей.

Задачи:

- учить элементам, способам творческого рассказывания и мышления;

- способствовать развитию логического мышления;

- расширять кругозор, способствовать обогащению словаря через введение новых понятий и оборотов речи;

- развивать монологическую и диалогическую речь, интонационную выразительность;

- развивать способность к оценке и самооценке.

Занятия кружка провожу один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия 25 минут. Основой дидактического материала являются сказки: русские народные, сказки народов мира, российских и зарубежных детских писателей. Свою деятельность я выстраиваю на основе принципа взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

На первом этапе работа по развитию словесного творчества направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомятся не только с авторскими и русскими народными сказками, но и с малыми формами фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками). Для того чтобы помочь детям уяснить их переносный смысл, подбирается сказка, где нравственное воспитание раскрывается с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке «Теремок», «Рукавичка» подбирается поговорка «В тесноте, да не в обиде», к сказке «Заюшкина избушка» - поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к сказке «Лисичка со скалочкой» – «Что посеешь, то и пожнёшь». Развивая навыки составления сказок, обращаю внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, троекратности, их схожесть в сказках.

Второй этап включает отбор и апробацию нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развивать словесное творчество дошкольников. Работа начинается с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения рассказа”. Вначале детям даётся образец, который содержит завязку рассказа, и затем определяются пути развития сюжета. Также применяю приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирают действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего сами рассказывают о своей сюжетной линии. Затем задание усложняется: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. На данном этапе как эффективный способ развития речи использую замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей использую бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, так как замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками. Разыгрывание с помощью заместителей начинаю с народных сказок, потому что устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Например, посмотреть и определить: «Какая это сказка?» (вспомнить героев сказки, объяснить почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет для обозначения героев). На первых занятиях число заместителей совпадает с числом персонажей, потом ввожу лишние кружки или квадраты, чтобы дети могли выбрать нужные. Вначале дети поднимают соответствующие символы по ходу рассказывания сказки, затем переходим к разыгрыванию самой сказки.

Третий этап работы – процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала учитывается нравственная направленность сюжета, что помогает воспитывать у детей доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учу детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникает замысел сюжета, поиск художественных средств. Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиск композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Также на этом этапе использую приём «перевирание сказки». Изначально предлагаю детям хорошо знакомую и любимую русскую народную сказку «Колобок». Сначала были замечены некоторые трудности с перевиранием (дети пересказывали сюжет известной сказки). Но после использования наводящих вопросов, дети стали самостоятельно придумывать сказку по мотивам народного произведения. Затем перешли к более сложным произведениям: «Крупеничка», «Сказка про храброго Зайца», «Заяц-хвастун». Таким образом, дети самостоятельно стали придумывать собственные повествования, интересоваться их качеством, испытывать эстетическое удовольствие.

Работа в кружке показала положительную динамику развития творческих и словесных способностей дошкольников. В процессе занятий у детей совершенствуется монологическая речь, логическая память, развивается активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, прививается любовь к родному языку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Читайте также

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Математическая рыбалка» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена...

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...