Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Мы – вместе»
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность проблемы
Инклюзивное образование - одна из наиболее актуальных проблем совершенствования нашей образовательной системы, - это мировой процесс, веление времени и общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.
Совместное обучение здоровых детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – недалекая перспектива. В ближайшие годы, судя по степени разработанности специальных образовательных стандартов, мы будем говорить в плане инклюзии о наиболее благополучных детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство. Знание педагогами общеобразовательных детских садов особых по своему характеру потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ - один из основных факторов успешности работы в области здоровьесбережения:
- знание педагогами основ дефектологии; учет особенностей и нарушений в деятельности высших психических функций;
- введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды и др.
Одним из актуальных направлений в области здоровьесбережения является формирование толерантных отношений к людям с инвалидностью.
Воспитание толерантности – одна из целей, поставленных государством.
В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме воспитания толерантного отношения к людям-инвалидам в период дошкольного детства и младшего школьного возраста.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям-инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
База толерантного отношения к людям-инвалидам должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.
Существенную роль в решении проблемы воспитания толерантности играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. В условиях интегрированного обучения педагогу легче выстроить ситуации общения, показать модели нужного поведения. В условиях отсутствия условий интегрированного обучения выходом из сложившейся ситуации может стать моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с людьми с инвалидностью, предполагающее четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.
Вместе с тем анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень толерантности современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:
- потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
- потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
- необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
В связи с решением обозначенных проблем возникла необходимость создания собственной программы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.
Объективным выражением именно таковых подходов к воспитанию у детей толерантности в программе стали следующие стратегические документы:
Международные документы:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948).
- Декларация прав ребёнка (1959).
- Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
- Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2 Цель и задачи реализации программы
Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи:
1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;
2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;
3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;
5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.
1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:
- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;
- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы
В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
II. Содержательный раздел
В основу программы «Мы - вместе» положены программы А.С.Сиротюк «Методика формирования толерантности», Е.А. Анисимовой «Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста», но изменённые с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
1. Методы, приемы и формы работы
Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.; упражнения-имитация, упражнения-проекция, моделирование ситуаций, показ презентаций, документальные и игровые видеофильмы, мультфильмы, изобразительная деятельность.
Весь цикл занятий состоит из 30 занятий и включает в себя два блока: развивающий и блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности). 1-10 занятия направлены на формирование когнитивного компонента, 11-20 – эмоционального, 21-30 – поведенческого. Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.
Развивающий блок.
Цель: развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста; обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие; развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности детей дошкольного возраста.
Блок формирования толерантности.
Цель: формирование толерантности у нормативно развивающихся детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.
Примерный расчет времени занятий:
- развивающий блок:
- упражнение на растяжку/дыхательное упражнение/упражнение для глаз /общеразвивающие упражнения (ОРУ) (4-6 мин);
- упражнения для развития мелкой моторики рук/артикуляционного аппарата/когнитивной сферы (5 мин):
- упражнение для релаксации (5 мин).
- блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности) (10-15 мин).
2. Формы контроля и методы оценки освоения программы
Контроль проводится два раза в год. Для оценки результативности применяется входной и итоговый контроль. В качестве методики используется авторская методика А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья». Цель: исследование когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.
В методику включены беседы и ситуации для обсуждения. При работе с методикой используются рисунки с изображением детей с ОВЗ в двух вариантах (для мальчиков и для девочек): «Ребенок в очках», «Ребенок со слуховым аппаратом», «Ребенок на костылях», «Ребенок в инвалидной коляске»; рисунки для распознавания эмоций: «Дети в инвалидных колясках (грустный и веселый)», «Дети с подарками в руках, выражающие негативные эмоции (злость и обида)».
Уровни развития толерантности:
Низкий уровень толерантности | Средний уровень толерантности | Высокий уровень толерантности |
У ребенка не сформировано представление о детях с ОВЗ. Он не информирован о правилах поведения в обществе таких детей, не понимает их эмоций и желаний. Отсутствует интерес и желание вступать с ними в контакт. Ребенок не готов к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми. | Ребенок имеет фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Он мало информирован о правилах поведения в обществе таких детей, лишь частично понимает их эмоции и желания, проявляет фрагментарный интерес к взаимодействию. Однако у него не возникает желания помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с ними нестабильна. | Ребенок имеет достаточно полное представление о детях с ОВЗ, информирован о правилах поведения в обществе таких детей, старается понять их эмоции и желания; проявляет ин6терес к взаимодействию с ними, хочет оказать им помощь и готов к выстраиванию взаимоотношений. |
3. Учебно-тематическое планирование
№ | ТЕМА | ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1 | Занятие 1
«Разве мы разные?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: беседа «Уроки доброты. Разве мы разные?» (10-15 мин). |
30 мин. |
2 | Занятие 2
«Быть не таким как все – не плохо, и не страшно» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение для развития когнитивной сферы «Ассоциативное мышление», сказкотерапия «Маленький котенок» (10-15 мин). |
30 мин. |
3 | Занятие 3
«Кто из нас прав?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Волшебный стул», сказкотерапия «Кто из нас прав?»» (10-15 мин). |
30 мин. |
4 | Занятие 4
«Чем мы похожи?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Ассоциации с запахом», «Чем мы похожи» (10-15 мин). |
30 мин. |
5 | Занятие 5
«Я рисую» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Я хочу», арт-терапия: упражнение «Рисунок толерантности» (10-15 мин). |
30 мин. |
6 | Занятие 6
«Моя рука – твоя рука» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Моя рука – твоя рука», «Поиск общего», «Ассоциации толерантности» (10-15 мин). |
30 мин. |
7 | Занятие 7
«Я люблю» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие квазипространственных представлений», «Я люблю», «Сенсорные ассоциации с толерантностью» (10-15 мин). |
30 мин. |
8 | Занятие 8
«Движение – жизнь» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: беседа «Движение – жизнь», упражнение «Имитация» (10-15 мин). |
30 мин. |
9 | Занятие 9
«Сходства и различия» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Шумящие коробочки», «Скрепка», «Сходства и различия» (10-15 мин). |
30 мин. |
10 | Занятие 10
«Если бы я был…» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Организация пространства листа», «Если бы я был...» (10-15 мин). |
30 мин. |
11 | Занятие 11
«Я – хороший, ты – хороший» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Это и хорошо, и плохо», «Я – хороший, ты – хороший» (10-15 мин). |
30 мин. |
12 | Занятие 12
«Замечательный день» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Лабиринт», «Замечательный день», «Аукцион идей» (10-15 мин). |
30 мин. |
13 | Занятие 13
«Дождь в лесу» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Тух-тиби-дух», «Дождь в лесу» (10-15 мин). |
30 мин. |
14 | Занятие 14
«Что увидят наши глазки?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: беседа «Что увидят наши глазки?», упражнение – проекция «Ежик в тумане» (10-15 мин). |
30 мин. |
15 | Занятие 15
«Расскажи про эмоцию» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Расскажи про эмоцию», «Колыбельная» (10-15 мин). |
30 мин. |
16 | Занятие 16
«Угадай эмоцию» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Угадай эмоцию», «Айболит» (10-15 мин). |
30 мин. |
17 | Занятие 17
«Плохое настроение» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Изобрази голосом», «Плохое настроение» (10-15 мин). |
30 мин. |
18 | Занятие 18
«Сотворение чуда» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Волны», «Сотворение чуда» (10-15 мин). |
30 мин. |
19 | Занятие 19
«Утка с утятами» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Танец пяти движений», «Утка с утятами» (10-15 мин). |
30 мин. |
20 | Занятие 20
«Окажи внимание другому» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Цвет эмоций», «Окажи внимание другому» (10-15 мин). |
30 мин. |
21 | Занятие 21
«Золотая рыбка» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Животные и эмоции», «Золотая рыбка» (10-15 мин). |
30 мин. |
22 | Занятие 22
«Чаша доброты» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Чаша доброты», «Подари камешек» (10-15 мин). |
30 мин. |
23 | Занятие 23
«Я хочу с тобой дружить» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Я хочу с тобой дружить», «Море волнуется…», «Плотик» (10-15 мин). |
30 мин. |
24 | Занятие 24
«Что слышат наши ушки?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: беседа «Что слышат наши ушки?» упражнение «Рупор» (10-15 мин). |
30 мин. |
25 | Занятие 25
«Доверие» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Передай по кругу», «Послушать тишину», «Доверие» (10-15 мин). |
30 мин. |
26 | Занятие 26
«Гномики» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Змейка», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гномики» (10-15 мин). |
30 мин. |
27 | Занятие 27
«Слепой и повадырь» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Льдинка», «Хвасталки», «Слепой и поводырь» (10-15 мин). |
30 мин. |
28 | Занятие 28
«Это сложно, но возможно» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: беседа «Это сложно, но возможно», игра «Мы делили апельсин» (10-15 мин). |
30 мин. |
29 | Занятие 29
«Если я тебя правильно понял?» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Тень», «Если я тебя правильно понял?», «Рисунки по кругу» (10-15 мин). |
30 мин. |
30 | Занятие 30
«Мирись и больше не дерись» |
Развивающий блок:
Блок формирования толерантности: упражнение «Мирись и больше не дерись», «Найди и промолчи», вопросы на закрепление (10-15 мин). |
30 мин. |
Читайте также |
---|
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...