Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Мы – вместе»

 

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность проблемы

Инклюзивное образование - одна из наиболее актуальных проблем совершенствования нашей образовательной системы, - это мировой процесс, веление времени и общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Совместное обучение здоровых детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – недалекая перспектива. В ближайшие годы, судя по степени разработанности специальных образовательных стандартов, мы будем говорить в плане инклюзии о наиболее благополучных детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство. Знание педагогами общеобразовательных детских садов особых по своему характеру потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ - один из основных факторов успешности работы в области здоровьесбережения:

  • знание педагогами основ дефектологии; учет особенностей и нарушений в деятельности высших психических функций;
  • введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
  • индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды и др.

Одним из актуальных направлений в области здоровьесбережения является формирование толерантных отношений к людям с инвалидностью.

Воспитание толерантности – одна из целей, поставленных государством.

В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме воспитания толерантного отношения к людям-инвалидам в период дошкольного детства и младшего школьного возраста.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям-инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.

База толерантного отношения к людям-инвалидам должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Существенную роль в решении проблемы воспитания толерантности играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. В условиях интегрированного обучения педагогу легче выстроить ситуации общения, показать модели нужного поведения. В условиях отсутствия условий интегрированного обучения выходом из сложившейся ситуации может стать моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с людьми с инвалидностью, предполагающее четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.

Вместе с тем анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень толерантности современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

  • потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
  • потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
  • необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

В связи с решением обозначенных проблем возникла необходимость создания собственной программы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

Объективным выражением именно таковых подходов к воспитанию у детей толерантности в программе стали следующие стратегические документы:

Международные документы:

  • Всеобщая Декларация прав человека (1948).
  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971).
  • Декларация ООН о правах инвалидов (1975).
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об образовании для всех (1990).
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).
  • Конвенция ООН о правах инвалидов (2006).

Федеральные документы:

- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель – сформировать положительное, толерантное отношение детей старшего дошкольного возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

1. формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно;

2. дать представление о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации;

3. дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;

4. воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;

5. развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

6. развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

1.3 Принципы и подходы, применяемые при реализации программы:

- Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

- понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;

- принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;

- принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

В результате дети старшего дошкольного возраста имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

 

II. Содержательный раздел

В основу программы «Мы - вместе» положены программы А.С.Сиротюк «Методика формирования толерантности», Е.А. Анисимовой «Развитие начал толерантности у детей старшего дошкольного возраста», но изменённые с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

1. Методы, приемы и формы работы

Данный цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т.д.; упражнения-имитация, упражнения-проекция, моделирование ситуаций, показ презентаций, документальные и игровые видеофильмы, мультфильмы, изобразительная деятельность.

Весь цикл занятий состоит из 30 занятий и включает в себя два блока: развивающий и блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности). 1-10 занятия направлены на формирование когнитивного компонента, 11-20 – эмоционального, 21-30 – поведенческого. Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.

Развивающий блок.

Цель: развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста; обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие; развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности детей дошкольного возраста.

Блок формирования толерантности.

Цель: формирование толерантности у нормативно развивающихся детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.

Примерный расчет времени занятий:

- развивающий блок:

  • упражнение на растяжку/дыхательное упражнение/упражнение для глаз /общеразвивающие упражнения (ОРУ) (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук/артикуляционного аппарата/когнитивной сферы (5 мин):
  • упражнение для релаксации (5 мин).

- блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности) (10-15 мин).

2. Формы контроля и методы оценки освоения программы

Контроль проводится два раза в год. Для оценки результативности применяется входной и итоговый контроль. В качестве методики используется авторская методика А.С.Сиротюк «Диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья». Цель: исследование когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ.

В методику включены беседы и ситуации для обсуждения. При работе с методикой используются рисунки с изображением детей с ОВЗ в двух вариантах (для мальчиков и для девочек): «Ребенок в очках», «Ребенок со слуховым аппаратом», «Ребенок на костылях», «Ребенок в инвалидной коляске»; рисунки для распознавания эмоций: «Дети в инвалидных колясках (грустный и веселый)», «Дети с подарками в руках, выражающие негативные эмоции (злость и обида)».

Уровни развития толерантности:

Низкий уровень толерантности Средний уровень толерантности Высокий уровень толерантности
У ребенка не сформировано представление о детях с ОВЗ. Он не информирован о правилах поведения в обществе таких детей, не понимает их эмоций и желаний. Отсутствует интерес и желание вступать с ними в контакт. Ребенок не готов к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми. Ребенок имеет фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Он мало информирован о правилах поведения в обществе таких детей, лишь частично понимает их эмоции и желания, проявляет фрагментарный интерес к взаимодействию. Однако у него не возникает желания помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с ними нестабильна. Ребенок имеет достаточно полное представление о детях с ОВЗ, информирован о правилах поведения в обществе таких детей, старается понять их эмоции и желания; проявляет ин6терес к взаимодействию с ними, хочет оказать им помощь и готов к выстраиванию взаимоотношений.

3. Учебно-тематическое планирование

ТЕМА ФОРМЫ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 Занятие 1

«Разве мы разные?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Кобра», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Огонь и лед» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Уроки доброты. Разве мы разные?» (10-15 мин).

30 мин.
2 Занятие 2

«Быть не таким как все – не плохо, и не страшно»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение для развития когнитивной сферы «Ассоциативное мышление», сказкотерапия «Маленький котенок» (10-15 мин).

30 мин.
3 Занятие 3

«Кто из нас прав?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Кобра», ОРУ «Велосипед» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Волшебный стул», сказкотерапия «Кто из нас прав?»» (10-15 мин).

30 мин.
4 Занятие 4

«Чем мы похожи?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Звезда», «Кобра», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Огонь и лед» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Ассоциации с запахом», «Чем мы похожи» (10-15 мин).

30 мин.
5 Занятие 5

«Я рисую»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие пространственных представлений», «Я хочу», арт-терапия: упражнение «Рисунок толерантности» (10-15 мин).

30 мин.
6 Занятие 6

«Моя рука – твоя рука»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Растяжка с дыханием», ОРУ «Эмбриончик» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Моя рука – твоя рука», «Поиск общего», «Ассоциации толерантности» (10-15 мин).

30 мин.
7 Занятие 7

«Я люблю»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Растяжка с дыханием», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Развитие квазипространственных представлений», «Я люблю», «Сенсорные ассоциации с толерантностью» (10-15 мин).

30 мин.
8 Занятие 8

«Движение – жизнь»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Движение – жизнь», упражнение «Имитация» (10-15 мин).

30 мин.
9 Занятие 9

«Сходства и различия»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Бревнышко», «Лодочка на животе», «Лодочка на спине», Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • ОРУ, упражнения для развития мелкой моторики рук «Партизан», «Звезда» «Кулак – ребро – ладонь» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Шумящие коробочки», «Скрепка», «Сходства и различия» (10-15 мин).

30 мин.
10 Занятие 10

«Если бы я был…»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Звезда», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Ковер-самолет».

Блок формирования толерантности: упражнение «Организация пространства листа», «Если бы я был...» (10-15 мин).

30 мин.
11 Занятие 11

«Я – хороший, ты – хороший»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Струночка», «Звезда», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Пляж».

Блок формирования толерантности: упражнение «Это и хорошо, и плохо», «Я – хороший, ты – хороший» (10-15 мин).

30 мин.
12 Занятие 12

«Замечательный день»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», «Медуза», ОРУ «Тоннель» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Лабиринт», «Замечательный день», «Аукцион идей» (10-15 мин).

30 мин.
13 Занятие 13

«Дождь в лесу»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Змейки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Тух-тиби-дух», «Дождь в лесу» (10-15 мин).

30 мин.
14 Занятие 14

«Что увидят наши глазки?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Что увидят наши глазки?», упражнение – проекция «Ежик в тумане» (10-15 мин).

30 мин.
15 Занятие 15

«Расскажи про эмоцию»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Травинка на ветру», «Лучики», ОРУ «Вездеход» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • когнитивное упражнение «Ритм по кругу».

Блок формирования толерантности: упражнение «Расскажи про эмоцию», «Колыбельная» (10-15 мин).

30 мин.
16 Занятие 16

«Угадай эмоцию»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Парусник».

Блок формирования толерантности: упражнение «Угадай эмоцию», «Айболит» (10-15 мин).

30 мин.
17 Занятие 17

«Плохое настроение»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Замок» (5 мин);
  • массаж ушных раковин.

Блок формирования толерантности: упражнение «Изобрази голосом», «Плохое настроение» (10-15 мин).

30 мин.
18 Занятие 18

«Сотворение чуда»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям», «Лучики», ОРУ «Качалка» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Потянулись - сломались».

Блок формирования толерантности: упражнение «Волны», «Сотворение чуда» (10-15 мин).

30 мин.
19 Занятие 19

«Утка с утятами»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Потянулись - сломались».

Блок формирования толерантности: упражнение «Танец пяти движений», «Утка с утятами» (10-15 мин).

30 мин.
20 Занятие 20

«Окажи внимание другому»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Цвет эмоций», «Окажи внимание другому» (10-15 мин).

30 мин.
21 Занятие 21

«Золотая рыбка»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Дерево», «Растяжка по осям» «Подвески», ОРУ «Перекрест» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Животные и эмоции», «Золотая рыбка» (10-15 мин).

30 мин.
22 Занятие 22

«Чаша доброты»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Чаша доброты», «Подари камешек» (10-15 мин).

30 мин.
23 Занятие 23

«Я хочу с тобой дружить»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Я хочу с тобой дружить», «Море волнуется…», «Плотик» (10-15 мин).

30 мин.
24 Занятие 24

«Что слышат наши ушки?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Растяжка по осям» «Лучики», «Снеговик», ОРУ «Ползание на животе» (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Росток».

Блок формирования толерантности: беседа «Что слышат наши ушки?» упражнение «Рупор» (10-15 мин).

30 мин.
25 Занятие 25

«Доверие»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Тянемся к солнышку», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Волна», «Лезгинка», «Лягушка», «Рисующий слон» (5 мин);
  • упражнение для релаксации «Росток» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Передай по кругу», «Послушать тишину», «Доверие» (10-15 мин).

30 мин.
26 Занятие 26

«Гномики»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Наклон», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • когнитивное упражнение «Осьминожки» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Змейка», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Гномики» (10-15 мин).

30 мин.
27 Занятие 27

«Слепой и повадырь»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Пленник», ОРУ «Ползание на спине» (4-6 мин);
  • упражнение на развитие артикуляционного аппарата «Желобок» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Льдинка», «Хвасталки», «Слепой и поводырь» (10-15 мин).

30 мин.
28 Занятие 28

«Это сложно, но возможно»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Верблюд», упражнение для глаз (4-6 мин);
  • пальчиковая гимнастика «Поклон пальчиками» (5 мин).

Блок формирования толерантности: беседа «Это сложно, но возможно», игра «Мы делили апельсин» (10-15 мин).

30 мин.
29 Занятие 29

«Если я тебя правильно понял?»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку «Трансформер», дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • упражнения для развития мелкой моторики рук «Рисующий слон» (5 мин);

Блок формирования толерантности: упражнение «Тень», «Если я тебя правильно понял?», «Рисунки по кругу» (10-15 мин).

30 мин.
30 Занятие 30

«Мирись и больше не дерись»

Развивающий блок:
  • упражнение на растяжку, дыхательное упражнение (4-6 мин);
  • когнитивное упражнение «Лишнее слово» (5 мин).

Блок формирования толерантности: упражнение «Мирись и больше не дерись», «Найди и промолчи», вопросы на закрепление (10-15 мин).

30 мин.

 

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

Читайте также

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «С» с использованием кинезиологических…

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «С» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет) Цель: Закрепить произношение звука «С»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...