Применение технологии организации поисковой деятельности в работе музыкального руководителя на тему
«Проект организации поисковой деятельности в средней группе на тему «Звук»

 

Цель:

Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи:

1. О.о. «Познавательное развитие».

Выявить особенности и различные свойства звуков, определяя их изобразительные качества.

2. О.о. «Художественно-эстетическое развитие».

Формировать умение соотносить изобразительные свойства звука с художественными образами, природными явлениями.

3. О.о. «Речевое развитие».

Расширять словарный запас детей, используя слова, характеризующие свойства звука, названия шумовых инструментов, пересказ сказки «Курочка ряба».

4. О.о. «Социально-коммуникативное».

Способствовать взаимодействию детей между собой в коллективе совместно с педагогом.

5. О.о. «Физическое развитие».

Формировать умение использовать движения имитационного характера, подражая героям сказки, применяя звукоподражания и шумовые инструменты.

Содержание образования

Аксиологический компонент

1. Инструментальные произведения К.Сен-Санса: «Слон», «Куры и петухи», «Птичник» (какую роль свойства музыкального звука играют в передаче образа).

2. Вокальные произведения: «Колыбельные» русские народные. (психологическое воздействие).

3. Музыкально-художественные образцы народного творчества (свистульки, деревянные ложки, трещотки, шумелки, колотушки).

4. Детский народный игровой фольклор (потешки, песенки, заклички).

5. Презентация на тему «Звук».

Когнитивный компонент

Свойства звука: тихий – громкий, высокий (тонкий) – низкий (толстый), глухой – звонкий и т.д. В зависимости от того из какого предмета и чем извлекается звук можно его определить как:

  • Деревянный звук (стук деревянных ложек).
  • Металлический звук (звон колокольчика, треугольника, бубна).
  • Шуршащий звук (шорох бумаги, пакета, погремушки, маракаса).
  • Трещащий звук (трещётки, гребешка для расчёсывания).

Деятельностный компонент

1. Овладевать приёмами звукоизвлечения на детских музыкальных и шумовых инструментах (звенеть в колокольчик, на треугольнике, играть на маракасе, бубне, барабане, трещотке, ложках).

2. Изготовление детьми с помощью взрослых шумовых музыкальных инструментов.

3. Уметь извлекать звук из самодельных шумовых инструментов, аналогичных настоящим.

Личностный компонент

1. Радость от совместной деятельности со взрослым в процессе изготовления музыкального инструмента.

2. Создание домашнего оркестра и совместное музицирование.

3. Развитие творческих способностей, умения оркестровать сказку, стихотворение. Развитие артистизма.

4. Чувство удовлетворённости от результатов своей деятельности.

Проблемные задачи

1. Изобретательская

Скоро праздничный концерт для наших мам и пап. Мы пришли с вами в музыкальный зал, а оттуда пропали все музыкальные и шумовые инструменты. Чем мы можем заменить музыкальные инструменты?

2. Исследовательская

1. Какой звук мы услышим если наполним ёмкости горохом, песком и потрясём их? Поводим палочкой по расчёске?

- Звук трещащий, шуршащий, как у трещотки, маракаса.

2.Какой звук услышим, если постучим палочкой по деревянному столу или по скорлупке грецкого ореха?

- Глухой, твёрдый, как ложки и барабан.

3. По металлической кастрюльке ложкой или ударить одной крышкой о другую?

- Звонкий, громкий, воинственный.

3. Конструкторская

Используя предоставленные материалы создать шумовой инструмент.

Трещотка из расчёски с палочкой, барабан – металлическая коробка и деревянные палочки, маракас – пластиковая бутылочка, наполненная песком, крупой.

4. Прогнозная

Звуки бывают разные и поэтому они могут приносить как пользу, так и вред.

  • Приятно слушать красивую музыку, она успокаивает, улучшает настроение.
  • Звуки могут предупреждать об опасности (приближение поезда, гроза, гром, треск деревьев.
  • Птичьи трели и журчание весеннего ручейка ласкают наш слух.
  • Шумные звуки среди ночи мешают спать.
  • Очень громкий звук может оглушить человека.

5. Задача с достраиваемым типом условия

  • Что было бы, если бы мы могли слышать только громкие звуки?
  • Что было бы, если бы в нашем оркестре каждый играл очень громко, не слушая друг друга?

Основной этап поисковой деятельности

Цель: Формирование способов исследовательско-познавательной деятельности. Изучение и сравнение свойств и качеств звука.

Задача: Исследовательская.

Оборудование: Ёмкости (металлические кастрюльки, пластиковые ведёрки, бутылочки, жестяные коробки и банки), деревянные палочки, дощечки, скорлупа грецких орехов, гребешки, расчёски для волос, песок, крупы (манка, пшено, горох), металлические крышки, ложки.

Эксперимент:

1. Прослушать музыкальное произведение К.Сен-Санса «Куры и петухи». Вспомнить какие звуки издают эти птицы и какие шумовые инструменты могут передать эти звуки (ложки, трещотки, маракасы…).

2.Т.к. настоящие инструменты «исчезли», показать детям ёмкости (металлические кастрюльки, пластиковые ведёрки, бутылочки, жестяные коробки и банки), деревянные палочки, дощечки, скорлупа грецких орехов, гребешки, расчёски для волос, песок, крупы (манка, пшено, горох), металлические крышки, ложки.

3. При показе педагогом карточек – схем, побудить детей к изготовлению своими руками музыкальных шумовых инструментов, или подобрать предметы, которые могут заменить пропавшие по звучанию.

4. Выбрать понравившиеся ёмкости, предметы, приклеить их, заполнить.

5. Показать способ запечатывания ёмкостей.

6. Показать способ звукоизвлечения из изготовленных инструментов.

7. Предложить различные варианты заполнения ёмкостей и извлечения звука.

Сделать выводы. Какой звук мы услышим если наполним ёмкости горохом, песком и потрясём их? Поводим палочкой по расчёске?

- Звук трещащий, шуршащий, как у трещотки, маракаса.

Какой звук услышим, если постучим палочкой по деревянному столу или по скорлупке грецкого ореха?

- Глухой, твёрдый, как ложки и барабан.

По металлической кастрюльке ложкой или ударить одной крышкой о другую?

- Звонкий, громкий, воинственный.

8. Побудить детей к оркестровке ранее прослушанного произведения К.Сен-Санса «Куры и петухи».

9. Выступить с концертным номером перед детьми младшей группы. Организовать выставку и видео-презентацию музыкальных инструментов, сделанных своими руками.

Вывод: Шумовые музыкальные инструменты можно сделать из любого подручного материала.

Этап совершенствования

Применение шумового оркестра: на музыкальных занятиях, развлечениях, утренниках, для домашнего музицирования, самостоятельной деятельности.

Очень интересно озвучить русскую народную сказку.

Курочка Ряба

Жили-были дед и баба. (Удары деревянными палочками.)

И была у них курочка Ряба. (Расчёска-трещотка.)

Снесла курочка яичко: (Маракас.)

не простое – золотое! (Удар металлическим предметом.)

Дед бил-бил, (Стук дер. палочек по жестяной коробке.)

не разбил.

Баба била-била, (Стук дер. палочек по скорлупе грецких орехов.)

не разбила.

Мышка бежала, (Звон колокольчика.)

хвостиком задела,

яичко упало и разбилось! (Удар металлическим крышками.)

Дед плачет, Баба плачет, (Треугольник.)

А курочка кудахчет: Не плачь дед, (Удар по барабану.)

не плачь баба, (Удар по жестяной банке.)

я снесу вам яичко другое, не золотое, (Треугольник.)

а простое! (Трещотка.)

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Читайте также

«Цветы. Подбери по цвету»

«Цветы. Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Цветы. Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...