Проект
«Формирование графических навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

«Истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.»
В.А. Сухомлинский.

Творческое название: «Умелые пальчики»

Гипотеза:

Если повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при подготовке руки к освоению письма в школе, то снизится риск дезадаптации в новых социальных условиях.

Основополагающий вопрос:

«Как формируются графические умения у детей старшего дошкольного возраста?»

Проблемный вопрос:

Разовьются графические навыки и зрительно-моторные координации при поэтапном освоении разнородных графических движений?

Учебные предметы:

развитие речи, математика, рисование, физкультура, лепка, аппликация, конструирование

Паспорт проекта:

Тип проекта: развивающий, обучающий, групповой

По характеру контактов: открытый

По срокам реализации: долгосрочный

Участники проекта:дети 5-6 лет старшей группы детского сада, воспитатели группы, воспитатели по ИЗО и физкультуре, родители

Аннотация проекта

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.

Основные преимущества метода поэтапного освоения разнородных движений:

совершенствование двигательных ручных умений и навыков;

развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;

формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;

конкретизация знаний о структурных единицах языка;

приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.

Проект охватывает все учебные предметы дошкольного развития.

Цель проекта:

Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.

Задачи проекта:

Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.);

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный (август).

Выбор темы проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, разработка перспективного плана.

2. Основной (сентябрь-апрель).

Введение блока коррекционно-развивающих занятий, первоначальная диагностика.

3. Заключительный (май).

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов

Список информационных ресурсов:

1. В.А.Илюхина «Волшебные линии». Дрофа, Москва 2005 г.;

2. Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2006 г.;

3. И. Малюкова «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». //Дошкольное воспитание. 2008г. №2;  

4. А.Алексеева «Формирование готовности к овладению чтением и письмом». // Дошкольное воспитание. 2007г. №3;

5 .В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками развиваем речь». Центр полиграф, Москва 2002г.;

6. Любина Г. Желонкин О. «Рука развивает мозг»// Ребенок в детском саду. 2003г. №5;

7. Подготовка руки ребенка к письму. // Начальная школа. 1993г. №3;

8. Е.В.Кузнецова, И.Я.Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва, 2004г.;

9. О.В.Елецкая «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи»: метод. пособие // О.В.Елецкая, Н.Ю. Горбачевская – СПб. Речь, 2000г.;

10. ivalex. viscom.ru. – «Всё для детского сада».

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе Цель. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10. Закрепить умение отгадывать логические задачки. Совершенствовать...

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Читайте также

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ…

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры» В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного...

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей второго раннего возраста «Времена года» Аннотация: Дидактическая игра представляет собой пособие, которое может помочь детям научиться...