Проект «Краеведение через сказку»

Характеристика проекта.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Тема: Краеведение через сказку.          

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: Всестороннее изучение родного поселка Максатиха и Тверского края, России. Возрождение семейных традиций.

Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке.

- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.

- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

- Познакомить с историей и современностью поселка Максатиха.

- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.

- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.

Предварительная работа: сбор фотографий о поселке и окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы, куклы Пирата и Медведя.

Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.

Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.

Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно включить колледжи и техникумы, институты и университеты.

Задачи инновации:

1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта «Краеведение через сказку».

2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством сказки.

3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.

4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью неповторимых сказок.

5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

 

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи

1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе образования.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Разработать программу мониторинга.

5. Наладить связь с социумом.

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

1. Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике во 2 младшей группе МБДОУ «Детский сад №4».

2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.

3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и его результатами.

4. Наладить взаимодействие с социумом.

      

План работы на 2012-2013 учебный год.

 

Основное содержание деятельности

           Сроки

    Ответственные

Родительская встреча.

Тема: «Знакомство с программой д\сад-дом радости»

Экскурсия по групповой комнате

Папка-передвижка «Сказка в жизни ребенка»

Диагностика

  Сентябрь

Воспитатели

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Ознакомительная экскурсия детей по д/саду

Консультация для родителей «Проектная деятельность в д\саду»

Развлечение «Осенние посиделки»

    Октябрь

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Воспитатели

Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ»

Организация записей сказок родителями и воспитателями

  Ноябрь

Воспитатели

 

 

Воспитатели, родители и дети.

 

Совместная выставка поделок «Смастери елочную игрушку»

Папка – передвижка «Значение речи для детей 2 мл.группы»

Праздник «Новый год»

  Декабрь

Воспитатели, родители, дети

 

Воспитатели

 

Воспитатели

Совместная деятельность «Самовар»

Развлечение «Здравствуй сказка»

Родительская гостиная «Книга в жизни детей»

  Январь

Воспитатели

 

Воспитатели

Воспитатели

Занятие «День рождение у куклы Маши»

Коллективная работа к 23 февраля

Выставка «Портрет папы»

  Февраль

Воспитатели

 

Воспитатели, дети

Родители, дети

Экскурсия на кухню в д\саду.

Изготовление открыток к 8 марта

Праздник «Мамин день»

 

Март

Воспитатели

Воспитатели, дети

 

Воспитатели

Экскурсия в прачечную

Литературный вечер «Сказки тетушки Ирины»

Апрель

Воспитатели

Воспитатели

Диагностика

Анализ анкетирования

Составление альбома «Мой детский сад»

Родительская встреча «Речь и мышление»

Май

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Формы работы по проекту

 

С родителями

С детьми

С сотрудниками д/с

- анкетирование.
- родительская гостиная.
- встречи с сотрудниками детского сада.
- участие в жизни д/с.
-рекомендации: посещение музея

- интегрированные занятия.
- игры.
- праздники.
- экскурсии.
- наблюдения.
- продуктивная деятельность.
- встречи с выпускниками.
- встречи с бывшими сотрудниками детского сада.

- теоретические и творческие отчеты.
- самообразование.
- подбор литературы.
- перспективное планирование.
- изготовление пособий.
- посещение музея.
- совместная деятельность с родителями.
- поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада.

 

Выполнение проекта

 

Виды деятельности

Формы и методы работы

1. Игровая

1. Дидактические игры:

- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Что для кухни, что – для спальни?”
- “Из какой сказки?

2. Сюжетно – ролевые игры:
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная

- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий.
- Встречи с сотрудниками детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

3. Развитие речи

- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление сказок, рассказов.

4. Продуктивная

- Создание альбомов “Мой детский сад”.
- Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток.
- Выставка семейных рисунков.

 

Прогнозируемый результат.

1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.

2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в работу с детьми.

3. Мониторинг развития детей.

Способы выявления достижений.

Анкетирование, мониторинг.

Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».

 

3 этап – оценочный.

Задачи:

1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)

2. Оформление опыта работы педагога.

3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок по теме инновации.

4. Повышение уровня квалификации педагога.

Прогнозируемый результат.

Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.

Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.

   Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- расширение кругозора;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.

Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»

Модель выпускника

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:

- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих),   любящий и желающий сберечь и преумножить все это;

- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;

- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;

- физически и психологически здоровый.

 

Литературные источники.

1. Крылова «Д\сад – дом радости».

2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»

3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.

4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»

6.  Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»

7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»

8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».

19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».

 

АНКЕТА для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

_______________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?__________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

_______________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

_______________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

_______________________________________________________________________



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

Читайте также

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста

Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да…

Сценарий осеннего праздника для детей старшего возраста «Ай, да, ярмарка!» Звучит «Русская народная музыка», дети стоят парами за кулисами, выходит воспитатель. Воспитатель:...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...