Проект
«Дикоросы»
«Творения природы совершеннее творений искусства»
Дикоросы - дикорастущие растения – «сорняки» - «бесполезные растения», которые растут в тех местах, где им не положено расти.
Однако с точки зрения природы все растения приносят одинаковую пользу.
Тип проекта: информационный, краткосрочный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
Мы настолько привыкли, что сорняки мешают культурным растениям, что нередко воспринимаем их поведение едва ли не как осознанное и злонамеренное, направленное против наших овощей, фруктов и ягод. Но мы упускаем из вида, что сорняки друг друга тоже «не любят» и по мере сил стараются подавить.
Мы не задумываемся, что защита культурных растений от вредителей и болезней происходит как при совместном выращивании растений с сорняками, так и при использовании настоев этих сорняков для обработки растений, что улучшение свойств почвы происходит вследствие рыхления почвы корневой системой сорняков.
Мы забываем, что многие сорняки являются признанными лекарственными растениями, применяемыми как в народной, так и в официальной медицине.
Мы не задумываемся, что одуванчик в середине поляны — сорняк, одуванчик, выращиваемый как лекарственное растение — не сорняк. Клевер на пастбищах не сорняк, а на цветочной клумбе — сорняк. Как в этом разобраться?
Проблема:
Может быть, стоит остановиться и присмотреться к травке, которая растет у нас под ногами? Присмотреться к ней, как к диковинной вещице?
Задуматься, только ли вред приносят сорные растения? Не могут ли они нам в чем-то пригодиться?
Цель: Формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к растениям - сорнякам.
Травки были постоянными спутниками и помощниками простого крестьянина и его семьи:
- с давних времен на Руси существовал обычай на Петров день скашивать все травы, которые растут на участке, и сушить их для того, чтобы потом всю зиму пить настои из этого сложного сбора трав, пополняя силы и получая бодрость от матушки-природы;
- настоем запаренных листьев крапивы и лопуха ополаскивали волосы;
- крапиву добавляли в супы и похлебки;
- пучки полыни, чертополоха, вереска и крапивы развешивали в доме по углам, отгоняя тем самым нечистую силу, защищая дом от недобрых людей;
- во времена голода (ленинградской блокады) люди готовили лепешки из лебеды, салаты из одуванчиков.
Задачи:
Для детей:
1. Способствовать расширению и углублению знаний о многообразии растений – сорняков, их значение для человека.
2. Формирование у дошкольников положительного отношения к дикорастущим растениям.
3. Помочь детям научиться определять растения.
Для педагогов:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с травами - дикоросами, посредством обогащения развивающей среды.
2. Активизировать совместную деятельность с родителями по обогащению знаний у детей о значении и пользе растений – сорняков.
Для родителей:
1. Помочь осознать важность и необходимость наличия знаний детей о дикорастущих травах.
3. Активизировать желание к совместной деятельности по ознакомлению детей с пользой трав – сорняков, по формированию экологической ответственности.
Этап подготовительный
Работа с детьми:
Постановка проблемы: «Чем же полезны сорняки и почему заслуживают нашего с вами внимания?
Работа с педагогами:
Составление целей, задач и хода реализации проекта, подбор информации, материала.
Работа с родителями:
Информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.
Этап основной – реализация проекта – работа проходит через все направления развития детей.
Познавательно-речевое направление:
Познание:
Д/ и: "Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "Назови одним словом".
Коммуникация:
Беседы: «Дикорастущие растения», «Лекари на поляне».
Викторина: «Зеленая аптека».
С/и: «Что лишнее?», «Будь внимателен», «Придумай слово»
Чтение художественной литературы:
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Багрова Л.А.;
«Сказка про лекарственные растения». П.А.Синявский;
В.Бианки “О травах”;
Платонов А. “Неизвестный цветок”;
Н. Павлова “Хитрый одуванчик”;
А. Плешаков “Зеленые страницы”;
Загадки, стихи, пословицы о растениях.
Социально-личностное направление:
Социализация:
С/р игры: «Аптека», «Библиотека», «Путешествие в лес».
Труд:
Сбор растений для гербария.
Сбор и сушка растений для животных.
Сбор и сушка лекарственных сорных растений для аптеки.
Безопасность:
Беседа: «Красота бывает опасной».
Художественно – эстетическое направление:
Рисование «Одуванчик», «Натюрморт», «Полевые растения»,«Подорожник».
Аппликация «Ромашка», «Одуванчик», «Луговые травы».
Конструирование
Книжки – самоделки: «По секрету всему свету (дикоросы)».
Газета: «Бабушкины рецепты».
Флористика: «Мои фантазии».
Физическое направление:
Здоровье:
Прогулка по саду: «В гости к медсестре», экскурсия в поликлинику, экскурсия на луг, прогулка по экологической тропе.
Физическая культура:
Игры с мячом: «Я знаю 5 названий», «Культурные и дикорастущие».
П/и «Будь внимателен».
Развлечение: «В гости к лесной фее».
Этап заключительный - выход
1. Презентация для дошкольников «Дикорастущие растения».
2. Альбом с гербарием дикорастущих растений участка нашего детского сада «Дикоросы».
Сорняки можно разделить на 4 большие группы:
1. Сидераты – растения для получения легкоусвояемого удобрения.
2. Съедобные растения.
3. Лекарственные растения.
4. Ядовитые растения – растения для борьбы с вредителями и болезнями культурных растений вместо ядохимикатов.
Итак, может ли быть какая-то польза от сорняков? Стоит подумать об этом, прежде чем их уничтожать.
Гипотеза – вывод:
«В природе нет ничего бесполезного» (М.Монтень).
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...
Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе
Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...