Проект
«Дикоросы»
«Творения природы совершеннее творений искусства»

Дикоросы - дикорастущие растения – «сорняки» - «бесполезные растения», которые растут в тех местах, где им не положено расти.

Однако с точки зрения природы все растения приносят одинаковую пользу.

Тип проекта: информационный, краткосрочный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

 Актуальность проекта:
Мы настолько привыкли, что сорняки мешают культурным растениям, что нередко воспринимаем их поведение едва ли не как осознанное и злонамеренное, направленное против наших овощей, фруктов и ягод. Но мы упускаем из вида, что сорняки друг друга тоже «не любят» и по мере сил стараются подавить.
Мы не задумываемся, что защита культурных растений от вредителей и болезней происходит как при совместном выращивании растений с сорняками, так и при использовании настоев этих сорняков для обработки растений, что улучшение свойств почвы происходит вследствие рыхления почвы корневой системой сорняков.
Мы забываем, что многие сорняки являются признанными лекарственными растениями, применяемыми как в народной, так и в официальной медицине.
Мы не задумываемся, что одуванчик в середине поляны — сорняк, одуванчик, выращиваемый как лекарственное растение — не сорняк. Клевер на пастбищах не сорняк, а на цветочной клумбе — сорняк. Как в этом разобраться?

Проблема:
Может быть, стоит остановиться и присмотреться к травке, которая растет у нас под ногами? Присмотреться к ней, как к диковинной вещице?
Задуматься, только ли вред приносят сорные растения? Не могут ли они нам в чем-то пригодиться?
Цель: Формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к растениям - сорнякам.
Травки были постоянными спутниками и помощниками простого крестьянина и его семьи:
- с давних времен на Руси существовал обычай на Петров день скашивать все травы, которые растут на участке, и сушить их для того, чтобы потом всю зиму пить настои из этого сложного сбора трав, пополняя силы и получая бодрость от матушки-природы;
- настоем запаренных листьев крапивы и лопуха ополаскивали волосы;
- крапиву добавляли в супы и похлебки;
- пучки полыни, чертополоха, вереска и крапивы развешивали в доме по углам, отгоняя тем самым нечистую силу, защищая дом от недобрых людей;
- во времена голода (ленинградской блокады) люди готовили лепешки из лебеды, салаты из одуванчиков.

Задачи:
Для детей:
1. Способствовать расширению и углублению знаний о многообразии растений – сорняков, их значение для человека.
2. Формирование у дошкольников положительного отношения к дикорастущим растениям.
3. Помочь детям научиться определять растения.
Для педагогов:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с травами - дикоросами, посредством обогащения развивающей среды.
2. Активизировать совместную деятельность с родителями по обогащению знаний у детей о значении и пользе растений – сорняков.
Для родителей:
1. Помочь осознать важность и необходимость наличия знаний детей о дикорастущих травах.
3. Активизировать желание к совместной деятельности по ознакомлению детей с пользой трав – сорняков, по формированию экологической ответственности.
Этап подготовительный
Работа с детьми:
Постановка проблемы: «Чем же полезны сорняки и почему заслуживают нашего с вами внимания?
Работа с педагогами:
Составление целей, задач и хода реализации проекта, подбор информации, материала.
Работа с родителями:
Информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.
Этап основной – реализация проекта – работа проходит через все направления развития детей.
Познавательно-речевое направление:
Познание:
Д/ и: "Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "Назови одним словом".
Коммуникация:
Беседы: «Дикорастущие растения», «Лекари на поляне».
Викторина: «Зеленая аптека».
С/и: «Что лишнее?», «Будь внимателен», «Придумай слово»
Чтение художественной литературы:
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Багрова Л.А.;
«Сказка про лекарственные растения». П.А.Синявский;
В.Бианки “О травах”;
Платонов А. “Неизвестный цветок”;
Н. Павлова “Хитрый одуванчик”;
А. Плешаков “Зеленые страницы”;
Загадки, стихи, пословицы о растениях.
Социально-личностное направление:
Социализация:
С/р игры: «Аптека», «Библиотека», «Путешествие в лес».
Труд:
Сбор растений для гербария.
Сбор и сушка растений для животных.
Сбор и сушка лекарственных сорных растений для аптеки.
Безопасность:
Беседа: «Красота бывает опасной».
Художественно – эстетическое направление:
Рисование «Одуванчик», «Натюрморт», «Полевые растения»,«Подорожник».
Аппликация «Ромашка», «Одуванчик», «Луговые травы».
Конструирование
Книжки – самоделки: «По секрету всему свету (дикоросы)».
Газета: «Бабушкины рецепты».
Флористика: «Мои фантазии».
Физическое направление:
Здоровье:
Прогулка по саду: «В гости к медсестре», экскурсия в поликлинику, экскурсия на луг, прогулка по экологической тропе.
Физическая культура:
Игры с мячом: «Я знаю 5 названий», «Культурные и дикорастущие».
П/и «Будь внимателен».
Развлечение: «В гости к лесной фее».
Этап заключительный - выход
1. Презентация для дошкольников «Дикорастущие растения».
2. Альбом с гербарием дикорастущих растений участка нашего детского сада «Дикоросы».
Сорняки можно разделить на 4 большие группы:
1. Сидераты – растения для получения легкоусвояемого удобрения.
2. Съедобные растения.
3. Лекарственные растения.
4. Ядовитые растения – растения для борьбы с вредителями и болезнями культурных растений вместо ядохимикатов.

Итак, может ли быть какая-то польза от сорняков? Стоит подумать об этом, прежде чем их уничтожать.
Гипотеза – вывод:
«В природе нет ничего бесполезного» (М.Монтень).

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…

Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...

Читайте также

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для…

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для куклы» Цель: закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Задачи: Закреплять умения правильно держать кисточку, рисовать...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...