Проект «Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством знакомства с простым предметом – пуговицей»

проектМы работаем в коррекционной группе с детьми с ОНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Однажды воспитанница нашей группы принесла в детский сад необычную пуговицу. У детей возник интерес к данному предмету, они начали задавать вопросы о возникновении пуговицы, материалов изготовления различных пуговиц и т.д. Учитывая заинтересованность детей пуговицей и важность проблемы по развитию моторики пальцев рук, у нас возникла идея создания проекта «Пуговичка». Ведь установлено, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

 

Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.

Задачи проекта:

  • развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения;
  • поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Срок реализации проекта: декабрь 2012 года.

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе мы использовали модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?".

Главными вопросами исследовательской деятельности стали:

  • «Что означает слово "пуговица"?»;
  • «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»;
  • «Какими были первые пуговицы?»;
  • «Каких видов бывают пуговицы?»;
  • «Из каких материалов делают пуговицы?»;
  • «Какие есть способы пришивания пуговиц?».

На втором этапе реализации проекта мы определили этапы исследовательской деятельности, обсудили варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.

 

Практическая часть реализации нашего проекта – 3 часть. Краткое её описание.

 

№ п/п

Действие, направленное на реализацию проекта

Цель мероприятия

Участники

 

1

Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами

Знакомство с «прародительницей» пуговицы. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

2

"Придумай и нарисуй свою пуговицу"

 

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления. Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

3

«Мы - дизайнеры»

 

Формирование чувства вкуса. Развитие воображения, чувства цвета, формы. Формирование умения лепить необычную пуговицу.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

4

"Пришить пуговицу разными способами"

 

Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса.

 

Воспитатель, младший воспитатель, дети группы «Ягодки»

5

Создание «Пуговичной библиотечки»

Учиться анализировать литературу по данной тематике, выделяя нужный материал (пословицы, поговорки, загадки про пуговицы). Обучение коллективному творчеству.

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

6

Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями)

Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе.

Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки»

7

Создание коллекции необычных пуговиц

Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов.

Родители воспитанников, воспитатель, дети группы «Ягодки»

8

Игра «Мозаика из пуговиц»

 

Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

 

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

9

Игра «Выложи узор»

Игра развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

Воспитатель, дети группы «Ягодки»

 

Подводя итог, хочется отметить - участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

 

«Мы - дизайнеры»

 мы дизайнеры

Игры с пуговицами

Игра «Мозаика из пуговиц»

Игра «Мозаика из пуговиц» 

Игра «Мозаика из пуговиц»

Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие.

 

Игра «Выложи узор»

5

Развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память а также формирует представление о многообразии видов пуговиц.

 

Использованная литература:

1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный…

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный лес» в средней группе Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного...

Читайте также

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа» (Подготовительная группа) Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое...