Экологический проект «Домашние любимцы»

Проект посвящен домашним любимцам – декоративным животным и разработан для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним.

2. Поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность детей

3. Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

4. Развивать речь детей.

5. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки и др.)

6. Познакомить с отличительными особенностями и потребностями животных, живущих у нас дома и в уголке природы, научить элементарным правилам ухода за ними.

 

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.

2. Первый этап проекта (первично-ознакомительный)

Цель: Дать первичную информацию о домашних обитателях

1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, прибауток, загадывание загадок.

2. Разучивание с детьми песен, потешек, коротких стихотворений.

3. Рассматривание картин и проведение бесед об увиденном.

4. Проведение имитационных игр.

3. Второй этап проекта (основной)

Цель: познакомить детей с характерными особенностями кошки, собаки, попугайчика, аквариумных рыбок

1. Наблюдение за рыбками.

2. Наблюдение за попугайчиком.

3. Игра «Веселый и грустный котенок»

4. Занятие «Четвероногие любимцы»

5. Рассматривание картины «Кошка и котята»

6. Беседа «За что мы их любим»

7. Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»

4. Третий этап проекта (обобщающий)

Цель: обобщить результаты и оформить выставку «Домашние любимцы»

1. Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»

2. Сбор материала и оформление выставки.

3. Презентация выставки

 

Технология работы по проекту

В течение нескольких дней в свободное время воспитатели читают детям о домашних любимцах, загадывают загадки (дополнительный материал), рассматривают иллюстрации. Музыкальный руководитель может разучить с детьми песни или музыкальные игры, прослушать пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел» и др.

 

Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый»

План:

1. Загадывание загадок о кошке.

2. Сюрпризный момент «К нам в гости пришел котенок» (с использованием игрушки).

3. Физминутка: игра-имитация «Котята».

4. Чтение стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый».

5. Беседа о прочитанном.

Итог: «Что мы узнали о котятах?».

 

Наблюдение за аквариумными рыбками

1. У рыбок есть свой домик – аквариум.

2. Рыбки плавают.

3. Что есть в аквариуме.

4. Рыбка живая.

5. Что у нее есть (строение)

6. Для чего рыбкам рот. Как они едят.

7. Что нужно рыбке, чтобы она не болела.

8. Как мы ухаживаем и заботимся о рыбке.

 

Беседа в процессе наблюдения за рыбками в аквариуме

Примерные вопросы для беседы:

(Загадка)

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой?

- Как называется домик для рыбок? (Аквариум)

- У кого дома есть аквариум?

- Что там рыбки делают? (Живут, плавают) Посмотрите, какие они красивые, блестящие. Как интересно там внутри!

- Что еще вы видите в аквариуме? ((камушки, песок, растения, вода)

- Какая водичка в аквариуме? (Чистая) В грязной воде рыбка жить не сможет, она может погибнуть.

- Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у нее есть? (Голова глазки, ротик, спинка, хвост)

- А у вас есть голова? (Дети показывают) А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (Нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть.

- А зачем вам ротик? (Чтобыесть) А как вы думаете, рыбке зачем? (Ответы детей)

- Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте их покормим специальным кормом для рыб. Сейчас мы насыплем корм ложечкой в аквариум и посмотрим, что будут делать рыбки.

(Дети наблюдают за тем, как рыбки едят корм.)

- Чем едят рыбки? Какой у них ротик? Что рыбкам помогает увидеть корм?

- Как мы должны заботиться о рыбках? (Насыпать им корм, доливать чистую водичку) Как вы дома ухаживаете за рыбками?

- Можно их брать в руки? (Нет, без воды они могут погибнуть) За рыбками можно наблюдать и увидеть много интересного.

Рекомендации для воспитателя: наблюдение можно разбить на несколько частей и периодически, в течение всего года, побуждать детей к наблюдениям, задавать вопросы, и обязательно отвечать на каждый интересующий ребенка вопрос.

 

Наблюдение за попугайчиком

1. Клетка – домик для попугайчика.

2. Попугайчик это птичка.

3. У попугайчика есть перышки.

4. Что еще есть у попугайчика. (строение)

5 .Для чего попугайчику клюв. Как и что он ест.

6. Попугайчикам нужна вода. Как он пьет и купается.

7. Как попугайчик чистит перышки.

8. Для чего попугайчику крылышки и хвост.

9. Как птичка летает.

10. Как мы заботимся о попугайчике.

 

Беседа в процессе наблюдения за попугайчиками

Примерные вопросы для беседы:

- Как зовут нашего попугайчика?

- У кого дома живут птички? Как их зовут?

- Как называется домик для попугайчика? (Клетка) А у вас есть дом? (Да) В нем чисто и уютно. У попугайчика в клетке тоже всегда должно быть чисто.

- У всех птичек есть перышки. У попугайчика есть перышки? Значит он кто? (Птичка)

- Какого цвета у него перышки? Давайте рассмотрим, какие они красивые.

- Что еще есть у птичек? (Голова, хвост, туловище, крылья, клюв, 2 ноги)

- Мы с вами похожи на птичек? (Нет. У нас нет крыльев, хвоста, клюва, перьев)

- Для чего попугайчику клюв? (Чтобы есть)

- Давайте его покормим, насыплем ему зернышек. Они все разные.(Дать детям рассмотреть в ладошки) Что попугайчик делает? (Клюет зернышки). Еще его можно кормить травкой. Попугайчик клювом отщипывает листочки. В травке много витаминов и птичка не будет болеть.

- Еще у попугайчика есть поилка. Что в нее налито? (Вода) Водичка всегда должна быть чистая и свежая.

- Что сейчас делает попугайчик? (Чистит перышки) Чем он их чистит? (Клювом)

- Как вы думаете, для чего птичкам хвост и крылья? (Чтобы летать). Сейчас мы выпустим попугайчика из клетки и посмотрим, как он летает.

- Кто должен заботиться о попугайчике? (Мы сами и взрослые)

- Как за ним нужно ухаживать? (Кормить, менять воду, чистить клетку)

 

Наблюдение за попугайчиком можно провести и в форме занятия

План занятия «Мы поможем нашим животным»

1. Путешествие в гости к попугайчикам.

2. Беседа «Что нужно птичкам, чтобы они были здоровыми и ухоженными».

3. Знакомство с правилами ухода.

4. Физминутка: игра-имитация «Мы – птички».

5. Наблюдение за трудом младших школьников или старших дошкольников в живом уголке.

6. Оказание посильной помощи.

7. Итог.

 

Игра «Веселый и грустный котенок»

Я пушистый серый кот,

Здесь живу не первый год.

Детский садик ваш люблю,

Не шалю, мышей ловлю.

Я всегда веселым был,

Но сегодня загрустил. (Т. Потапова)

Воспитатель предлагает различные ситуации, связанные с положительными или отрицательными поступками человека. Дети изображают кошек и собак. Если животное веселое, то они прыгают, бегают, изображают как виляет хвостик, ласкаются и т. д. Если грустное – приседают и не двигаются выражая мимикой свое настроение. Например: «Девочка налила котенку молока», «С собачкой поиграли», «Кошечку погладили», «Собачке дали косточку» - положительные; «С собакой забыли погулять», «Котенка не покормили», «Мальчик закричал на своего щенка» - отрицательные.

 

Развлечение «Четвероногие любимцы»

Дети сидят полукругом. Звучит веселая музыка и к ним в гости приходит Бабушка-Загадушка. (роль Бабушки-Загадушки может исполнять как взрослый так и кукольный персонаж)

Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, ребята! Спешила к вам в гости, по дороге встретила котенка. Он был очень грустным. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей). Потому что он потерялся. Но все обошлось, и хозяйка его нашла. А если бы котенок не нашелся? Каким беспомощным и беззащитным остался бы он среди большого и незнакомого города. Потому что животным, которых приручил человек, очень трудно выжить без его помощи. Они не умеют сами добывать себе еду, не могут защититься от врагов как другие животные, живущие на воле.

Воспитатель: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы очень рады тебя видеть. Ты ребятам всегда такие интересные истории рассказываешь и загадки загадываешь.

Бабушка-Загадушка: Ребята, а у вас есть какие-нибудь животные в группе? (Ответы детей: рыбки, попугайчики и т. д.). Вы умеете за ними ухаживать?

Воспитатель: Конечно, умеем. Правда, ребята? И еще мы многое знаем про них.

Бабушка-Загадушка: Ну, тогда отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный,

Он стеклянный.

Много рыбок живет в нем.

Дети: Аквариум.

Бабушка-Загадушка: Молодцы, отгадали. А что же наливают в этот аквариум, молоко что ли?

Дети:Воду.

Воспитатель: Конечно, воду. Ведь рыбки не могут жить без воды.

Бабушка-Загадушка: Ну и как же вы за рыбками ухаживаете? (Ответы детей). Какие вы молодцы!

Воспитатель: Еще наши ребята могут показать, как плавают рыбки.

(Звучит запись звука воды. Дети изображают плавающих рыбок.)

 

Раздается крик попугайчиков.

Бабушка-Загадушка: А это еще что за воробьи тут у вас чирикают?

Воспитатель: Это не воробьи, это наши любимцы. Они тоже птицы. Кто это ребята?

Дети: Попугайчики.

Бабушка-Загадушка: За ними тоже нужно ухаживать? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка: А что же едят ваши птички? (Ответы детей) Вы мне можете показать, как они это делают.

Дети показывают, как птички клюют зернышки.

Бабушка-Загадушка: И, правда, как вы много всего знаете и, наверное, очень любите и заботитесь о своих питомцах? Как вы думаете, они бы загрустили без вас, если бы потерялись?

Ну, а теперь я вам расскажу о своих любимцах. Вы их очень хорошо знаете. Попробуйте отгадать загадки:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

Пара чутких ушей

Он – гроза мышей.

Дети: Кот.

Бабушка-Загадушка:

Этот зверь вам знаком

Он виляет хвостом.

Без хозяина грустит

И квартиру сторожит.

Дети: Собака.

После того как дети угадают загадки, воспитатель показывает игрушечных кошку и собаку. Можно заменить их иллюстрациями.

Бабушка-Загадушка: Собаки и кошки тоже наши любимцы. У кого дома есть кошка или собака? (Ответы детей).

Каждый хозяин придумывает им свои имена. Как зовут ваших любимцев? (Ответы детей)

Им тоже нужен уход и забота человека. С давних пор они были друзьями человека. Их так и называют – четвероногие друзья. Почему?

Дети:Потому что у них четыре ноги.

Бабушка-Загадушка: Правильно, и мы их очень любим. Потому что они очень забавные, преданные, ласковые.

Воспитатель: Наши дети тоже дружат с собаками и кошечками. Они даже знают про них песни и стихи.

Дети исполняют песню.

Бабушка-Загадушка: Я вам что-то принесла в волшебном мешочке.

(Дети по очереди достают из мешочка: миску для котят, ошейник, коробку «Вискаса», игрушечную мышку, косточку в пакете, клубок, мячик, палочку, коробку молока и другие принадлежности. Все остальные говорят для чего это нужно и чье это. Взрослые помогают.)

Воспитатель:А сейчас мы с ребятами поиграем в игру «Веселый и грустный котенок».

(Проводится игра.)

Бабушка-Загадушка: Я думаю, ваши ребята будут любить, и заботиться о своих любимцах и они всегда будут только веселые. Ну, засиделась я тут с вами. А мне ведь своих щенят и котят кормить пора.

Бабушка-Загадушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Порадовали вы сегодня нас. Мы вас тоже хотим порадовать.

Сюрпризный момент

В конце занятия можно попросить кого-нибудь из родителей принести детям котенка. (Для него обязательна справка от ветеринара.)

Дети наблюдают за котенком, гладят его. И, как итог занятия, рассказывают, как нужно за котенком ухаживать.

 

Беседа «За что мы их любим»

- Кого мы называем домашними любимцами? (Кошек, собак, попугайчиков, хомячков, рыбок. Тех, кто живет с нами в квартире и кого мы приручили.)

- Вы любите играть с кошкой, собакой?

- Как можно играть с кошкой? (Покатать мячик, погладить ее).

- А собакой? (Побегать. Бросить ей палочку, и она ее принесет)

- У людей есть имена, а у животных клички. Как называют животных.

- Давайте опишем своих любимцев. Какие они? (Красивые, ласковые, добрые и т. д.)

- Вам интересно наблюдать за рыбками, за попугайчиками? Что особенно интересно?

- Смогут они прожить без человека?

- Как человек заботиться о своих питомцах?

(По ходу беседы дети могут задавать свои вопросы. Воспитатель обязательно должен на них отвечать.)

 

Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»

Вырезаются готовые шаблоны, имитирующие еду животных: сосиска, косточка, котлета, червячок, зернышки, травка и т. д.

Дети наклеивают готовые шаблоны на картонную тарелочку, объясняя при это, кого они будут кормить завтраком.

 

Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»

Можно совместно с родителями изготовить фотоальбом, в который вы поместите фотографии домашних питомцев, детей вместе с животными, всей семьи с их любимцами. Это может быть обычный фотоальбом или альбом для рисования, ярко оформленный, с подписями, рисунками детей и их родителей, семейными рассказами о своих любимцах. В оформлении этого альбома обязательно должны принимать участие дети.

 

Презентация выставки «Домашние любимцы»

Обобщающим результатом проекта должно стать оформление и презентация выставки «Домашние любимцы».

В сборе материала для выставки должны принимать участие и дети, и педагоги, и родители.

Материалом может быть все что угодно, связанное с домашними любимцами семей. Здесь же может быть и оформленный фотоальбом, рисунки детей, принадлежности животных (миски, ошейники, игрушки и т. д.), коробки сухого корма, игрушечные животные, семейные поделки (которые дети могут также изготовить совместно с родителями), плакаты и иллюстрации, книги по уходу за животными и др.

На выставку можно приглашать родителей, других педагогов, детей из других групп, школьников.

На презентации можно организовать чаепитие. Дети также могут прочитать родителям стихи, спеть песни, поиграть в игры.

 

Задания для детей

(автор рисунков - Харитонина Е.А., воспитатель МОУ прогимназии №2 г. Волгограда)

 

Задание 1:

Засели каждого домашнего питомца в свой дом. Проведи линию от животного до его домика.

 Задание

 

Задание 2: Раскрась перышко

Задание 

 

Задание 3: Угости попугайчика. Проведи линию к картинкам с его кормом.

 

Задание 4: Обведи рисунок, на котором с животным обращаются неправильно

 Задание

 

Задание 5: Нарисуй своего домашнего любимца

 

 

Задание 6: Обведи картинку, где у животных хорошее настроение.

 Занятие

 

Задание 7: Покажи стрелкой, у кого какая шубка.

 Занятие

 

 

Рекомендации к заданиям (для взрослых)

1 Задание:

- Как называется домик для аквариумных рыбок (аквариум), для попугайчиков (клетка)?

- Кто может спать в корзинке? (Котенок)

- Засели их в свои домики.

 

2. Задание:

- Кто здесь нарисован? (Попугайчик)

- Какой он? (Красивый, разноцветный, яркий)

- Это птичка?

- Что у него есть? (Голова, клюв, крылья, хвост, перышки)

- Для чего птичке крылья? (Чтобы летать)

- Ты наблюдал за попугайчиком? Что он делал?

- Чем он тебе понравился?

- Как нужно заботиться о попугайчике? (Кормить зернышками и травкой, наливать чистую водичку, чистить клетку)

 

3. Задание:

- Чем кормят попугайчиков? (Зернышками, травкой)

- Кого бы ты угостил косточкой? (Собачку)

- Что еще любит есть собака?

- Кто любит есть рыбу? (Кошки)

- Чем еще можно покормить кошку? Котенка?

 

5. Задание:

- Что делает девочка, мальчик?

- Как поступать нельзя? (Замахиваться на собаку палкой)

- Почему?

- Как нужно заботиться о животных?

 

6. Задание:

- Какое настроение у собачки(кошечки)?

- Почему у них такое настроение?

- Что хозяин может сделать для того, чтобы у его любимцев было хорошее настроение?

 

7 Задание:

- Чем покрыто тело у собачки(кошечки)? (Шерсткой)

- Какая шерстка? (Мягкая, пушистая)

- Чем покрыто тело у рыбки? (Чешуйками)

- Какие чешуйки у рыбки? (Блестящие)

 

Список литературы, использованной при разработки проекта

1. 1000 загадок. – СПб.: «Издательский Дом Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 272с.

2. Большая книга животных. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – С. 202-229.

3. Волина В.В. Загадки от А до Я. –С.-Пб: Дидактика Плюс, 1997. -352 с.

4. Коробова М. В.Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М.: Просвещение 2005 — 94с.

5. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: «Академия развития» «Академия, К°», 2000. — 176 с.

6. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам – М.: «Мозаика-Синтез», 2002. – С. 19-39.

7. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Сост. А. Л. Табенкина и др. – М.: Просвещение, 1988.- 463 с.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...

Читайте также

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...