Проект «Путешествие по летним русским народным сказкам» для детей второй младшей группы

 

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: 1 месяц (август 2016 г.).

Участники проекта: дети второй младшей  группы «Солнышко», родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В последнее время у детей часто встречаются проблемы со связной речью, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.

Проблема:

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.

Слабо развиты творческие способности детей.

Планируемые результаты:

1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

2. Обогащение словарного запаса детей.

3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать загадки по летним русским народным сказкам и составлять свои загадки  по русским летним народным сказкам.

5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Закрепить знание содержания сказок.

2. Сформировать желание быть похожими на положительных героев.

3. Развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.

4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

5. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с летними русскими народными сказками, будут знать их содержание.
  • Научатся в играх –  драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах  передавать образ своего героя.
  • Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • формулировка цели и задач проекта;
  • составление плана реализации проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам»;
  • чтение русских народных сказок дома и в саду;
  • рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»;
  • Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение летних русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (фланелеграф, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый, деревянный); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

Основной:

  • знакомство с летними русскими народными сказками в группе и дома;
  • просмотр мультфильмов по сказкам;
  • чтение стихов про героев сказок;
  • инсценирование летних русских народных сказок с использованием различных видов  театров;
  • разучивание потешек;
  • дидактические игры;
  • рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
  • загадывание загадок по сказкам;
  • рассматривание альбомов сказок, потешек;
  • подвижные игры;
  • раскрашивание персонажей сказок;
  • выполнение коллективной аппликации по сказке «Теремок»;
  • выполнение аппликации «Репка»;
  • выполнение лепки (пластилинография) по сказке «Колобок»;
  • рисование «Колобок катится по дорожке;
  • строительство теремка, его заселение «жителями»;
  • составление сказок из кубиков;
  • настольные игры;
  • выставка книг по летним русским народным сказкам.

Заключительный:

  • выставка поделок, книжек-малышек, сделанных совместно с родителями;
  • выставки книг, продуктивной деятельности;
  • изготовление альбомов, дидактических игр, театров.

План реализации проекта «Путешествие по летним русским народным сказкам».

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому я знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. Наш проект основывался на сказках: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба».

Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию и игру с использованием разных видов театров:

 

Пальчиковый театр

 

«Пальчиковый театр»

 

Пальчиковый театр

 

«Настольный театр»

 

Настольный театр

 

С целью закрепления знаний о русских народных сказках я использовала дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».

 

дидактические игры

 

Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывала загадки о сказке, которые показали, насколько хорошо дети знают летние русские народные сказки.

Провела с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома  и на улице.

Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по летней русской народной сказке «Теремок».

 

коллективная аппликация

 

В совместной и самостоятельной деятельности:

Продуктивная деятельность:

- пластилинография и рисование цветными карандашами «Колобок», «Яичко для Курочки Рябы»;

 

пластилинография

пластилинография

 

- аппликация «Репка»;

 

Репка

 

- рисование «Колобок катится по дорожке»;

 

Колобок катится по дорожке

 

- конструирование «Кроватки для трёх медведей».

 Дети с удовольствием играли в игры:

- «Волшебные сказки»;

- составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

- раскрашивали иллюстрации из сказок;

- строили из крупного строительного конструктора избушку и заселяли в неё героев сказок.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят с окружающим миром.

Организовали  выставку домашних книг и книг детского сада по летним русским народным сказкам.

Инсценировали сказку «Колобок», «Репка» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.

В фотовыставке «Путешествие по летним русским народным сказкам» был наглядно представлен  весь материал по проекту. Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.

В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний летних русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

 

Использованная литература:

1. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

2. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.

3. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» Правильное речевое дыхание является основой правильно звучащей речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия...

Читайте также

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...