Актуальность проекта
|
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В то же время, в русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, что способствует развитие таких компонентов речи как слоговая структура, фонематический анализ и синтез. Помимо этого расширяется и обогащается словарь детей.
В используемой нами коррекционной программе уделяется недостаточно внимания работе с малыми фольклорными формами, нет системности в этой работе.
Исходя из всего вышеизложенного, и вытекает актуальность этого проекта.
|
Цель проекта |
Приобщение дошкольников к народной культуре. Изучение малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и т.д.). Совершенствование произносительной стороны речи на материале малых фольклорных форм. |
Предполагаемый результат |
- Формирование у детей интереса к народной культуре.
- Правильное и осознанное употребление детьми малых фольклорных форм в речи.
- Формирование фонематического анализа и синтеза на материале пословиц, поговорок, загадок.
- Вовлечение родителей в продуктивную деятельность детей.
|
Сроки реализации проекта |
Проект среднесрочный. Продолжительность проекта с октября по декабрь (включительно). |
Тема |
«Частички мудрости народной». |
Задачи |
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
- Проводить коррекцию недостатков речевого развития дошкольников в ходе работы с малыми фольклорными формами (поговорки, скороговорки, пословицы, и т.д.).
- Познакомить детей и родителей с произведениями устного народного творчества, используемыми в рамках проекта.
- Формировать правильное понимание и употребление в собственной речи пройденных пословиц и поговорок.
- Расширять читательский кругозор дошкольников
- Развивать коммуникативные навыки.
- Совершенствовать систему взаимодействия между участниками проекта.
|
Участники проекта |
- Заказчики: Министерство образования, управление образованием, учителя начальных классов, родители.
- Исполнители: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, родители, дети.
- Руководители: заведующая детским садом.
|
Продукт |
- Презентация детско-родительских творческих работ на тему: «Частички мудрости народной».
- Информационная папка с материалами проекта по работе с малыми фольклорными формами, содержащая:
- Тексты используемых пословиц, поговорок, скороговорок.
- Подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм.
- Конспект интеллектуальной викторины для детей.
- Конспект итогового образовательного мероприятия.
|
Возможные риски |
- Отсутствие заинтересованности родителей и несерьезное отношение их к выполнению предложенных заданий.
Пути преодоления: Личные беседы с родителями, наглядная информация в родительских уголках о необходимости данной работы.
- Неспособность отдельных детей к усвоению предложенного материала.
Пути преодоления: Составление упрощенных вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.
|
Ресурсы |
- Материальные ресурсы: приобретение бумаги, файлов, папок-скоросшивателей.
- Информационные ресурсы: Интернет, литература по теме.
- Кадровые ресурсы: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, заинтересованные специалисты ДОУ.
|
Управление проектом |
- Подготовка и проведение образовательных мероприятий, ответственный учитель – логопед.
- Закрепление изученного детьми материала по малым фольклорным формам, изготовление творческих работ, ответственные – родители.
- Передача индивидуальных заданий родителям, ответственный – воспитатель логопедической группы.
- Подготовка электронной презентации, ответственный - учитель-логопед.
|
План реализации проекта |
1 этап. Организационный (октябрь).
- Сбор информации по использованию малых фольклорных форм в работе с детьми с нарушениями речи: Интернет, литературные источники.
- Подбор речевого материала из малых фольклорных форм с изучаемыми звуками.
- Подбор иллюстративного и демонстрационного материала по малым фольклорным формам.
- Написание фрагментов конспектов образовательных мероприятий по работе с пословицами, поговорками на период с ноября по декабрь.
- Беседа с родителями: «Знакомство с проектом. Зачем нужны пословицы и поговорки».
- Оформление е родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап. Реализация проекта (ноябрь).
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, скороговорок с изучаемыми звуками в ходе образовательной подгрупповой и индивидуальной деятельности.
- Закрепление изученного речевого материала совместно с родителями, еженедельно (по тетрадям для индивидуальной логопедической работы).
- Изготовление подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм, презентация ее в родительском уголке.
- Интеллектуальная викторина для детей: «Кто знаньям горазд, тому не пропасть».
- Выполнение совместно с родителями творческих работ по любой пословице, поговорке, скороговорке.
- Посиделки у самовара совместно с родителями: «Сядем рядком, поговорим ладком».
3 этап. Итоговый (декабрь).
- Итоговое образовательное мероприятие: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
- Приготовление электронной презентации
детско-родительских творческих работ.
- Обобщение опыта работы по реализации проекта.
|
Перспективы распространения результатов |
- Создание информационной папки с материалами проекта для последующего использования другими участниками образовательного процесса.
- Размещение материалов проекта в сети Интернет.
|