Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Праздник Название игр Описание игры (цель)
1 сентября
«День Знаний»
Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию.
Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.
Все дети говорят:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
 Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
Методические указания: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Осенние утренники (октябрь) Огуречик Цель: Закрепление навыков выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Описание:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
Капуста Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли, 
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Методические указания: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». 
У медведя во бору Цель: Совершенствовать хороводный шаг и легкий бег.
Описание:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
День Матери (ноябрь) Пол, нос, потолок (игра с мамами) Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите«Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь, скажите«Нос»а потом поднимите руку вверх и произнесите«Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».
Новогодние утренники (декабрь) Мороз красный нос Цель: Развитие у детей умения выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
 Методические указания: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. 
Рождество (январь) Золотые ворота Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.
23 февраля Кто у нас хороший? Цель: Развитие умений выполнять хороводный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.
Описание:
Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий. - Ванечка выполняет пружинку с поворотом
На коня садится –
Конь завеселится.
Плеточкой помашет –
Конь под ним запляшет. - Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.
Мимо сада едет –
Садик зеленеет,
Цветы расцветают,
Пташки распевают. - Двигается по кругу галопом.
К дому подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает –
Олечка встречает. - Выбирает девочку. Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
8 марта Солнце Цель: Развитие умений действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг.
Описание:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
А зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
Масленица Петушинный бой Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов.
Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.
Жмурки Цель: Развитие умения действовать по сигналу, умения ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Методические указания: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу. 
Гори, гори ясно! Цель: Развитие ловкости, быстроты.
Описание:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Участники хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Колпачек Цель: Совершенствование хороводного шага, развитие быстроты.
Описание:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй,
Сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь! Водящий кружится с закрытыми глазами. Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Пасха   Цель: Развитие у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» 
Игра повторяется. 
 Методические указания:
Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
  Подними ладошку Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.
Описание:
Дети стоят по кругу и поют:
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!- Дети складывают руки над головой
Подними ладошки выше
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а второй другой. - Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик,
Мостик крепкий и прямой. - Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».

Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игрой в разной степени пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д. Поэтому и в нашем детском саду мы отдаем большое предпочтение русским народным играм, ведь нужно помнить и ценить наших предков



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...

Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге

Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге Процесс всей реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...

Читайте также

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему:…

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему: «Армейская академия» Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология обеспечения социально-психологического благополучия, коллективный способ...