Творческая работа «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»

 

I. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех сторон личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание и, конечно, двигательные навыки. Современные взрослые часто уделяют много внимания интенсивному интеллектуальному развитию ребенка, они стремятся дать детям как можно больше разнообразных знаний, уделяя минимум внимания развитию моторных функций.

Данные статистических исследований состояния моторного развития первоклассников показывают, что сегодня очень большое количество детей, поступающих в школу, имеют проблемы с развитием моторных функций. Особенно ярко это проявляется в развитии мелкой моторики [2]. Вот почему вопрос развития моторных навыков очень важен и при решении проблемы готовности ребенка к школе.

Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

В период приоритета гуманистических подходов к образованию особую важность приобрела проблема создания адекватных условий для образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья.

Основной задачей обучения и воспитания детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями является социальная адаптация и интеграция в обществе, включение в общественно – полезную деятельность. А это невозможно без развития общей и мелкой моторики. Поэтому данное направление деятельности с детьми приобретает особую актуальность.

Практика работы с детьми с НОДА показывает, что ведущим для них является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с детским церебральным параличом (89%). Кроме нарушений НОДА:

ОНР – 4 ребенка,

ЗПР – 5 детей.

6 детей имеют отклонения в развитии эмоционально – волевой сферы;

Соответственно, формирование двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики, у таких детей осложнено и зависит от степени выраженности дефекта.

Для детей с НОДА характерна моторная неловкость, слабая координация движений. Такие дети испытываю сложности при выполнении большинства графических заданий разного рода, затрудняются работать с инструментами (кистью, ножницами и т.п.), страдает зрительно – моторный компонент двигательного навыка, плохо ориентируются на листе бумаги, в связи, с чем падает качество выполнения как самих движений, так и качество выполняемых работ. Подобные проявления оказывают свое негативное влияние и на общее развитие ребенка – страдает его самооценка, появляется неуверенность в своих силах, что влечет за собой появление негативных поведенческих и эмоциональных реакций и даже отказ от сложных для ребенка видов деятельности.

Именно такими особенностями отличаются дети нашей группы. Поэтому важной задачей педагога является найти наиболее адекватные методы обучения и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями. Как указывают специалисты (Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.) продуктивные виды деятельности являются эффективным способом развития и воспитания детей. Это обусловлено той ролью, какую оказывают данные виды деятельности на общее развитие ребенка, формирование его творческих способностей, в том числе и освоение технических навыков, которые развивают ручную умелость.

В связи с чем специалисты коррекционной педагогики указывают, на то, что использование продуктивных видов деятельности у детей с НОДА (Т.А.Власова, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова и др.) дает положительные сдвиги в развитии мелкой моторики и ручной умелости.

 

1.2. Анализ психолого – педагогических исследований

Проблемы изучения, обучения и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в течение длительного времени являются достаточно актуальными, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (Е.Ф.Архипова, Л.О.Бадалян, С.А.Бортфельд, Т.А.Власова, М.В.Ипполитова, И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, К.А.Семёнова, Л.М.Шипицына, Финк Аннетте).

Однако многие годы в определении основных направлений реабилитации лиц с НОДА превалировал медицинский подход, что не в последнюю очередь обусловливалось тенденциями роста количества таких детей в общей популяции детского населения, социокультурными обстоятельствами и недостаточной изученностью социально - педагогических аспектов самого понятия «реабилитация» (М.Н.Никитина, М.Н.Гончарова, К.А.Семёнова и др.) [7].

Наряду с этим, в последние десятилетия на систему реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают влияние аксиологические тенденции, (В.Дильтей, В.В.Коркунов, Н.Н.Малофеев, Н.Н.Назарова, Т.Парсонсн и др.). Аксиологический подход в философии и педагогике, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработке педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, к поиску путей развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе образования с использованием педагогических средств [7].

Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (то есть ребёнок ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребёнок, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных условиях обучения для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно-образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки личной жизненной компетенции (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве, самообслуживания и социально-бытовую ориентацию, восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей и др.

У детей с НОДА двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с НОДА не имеют нарушений познавательной деятельности, но все они нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Моторная неловкость достаточно часто встречается у детей дошкольного возраста, но особенно остро эта проблема выражена у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Под развитием мелкой моторики понимается сложнокоординированные, то есть требующие навыка работы с мелкими предметами и выполнения точных действий, движения руки. Уровень развития мелкой моторики очень важен для дальнейшего обучения в школе, особенно для овладения письмом.

Сложнокоординированные движения – это прежде всего, произвольные движения, которые имеют цель, планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. В двигательной области коры головного мозга проекции кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зона Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для речевого развития, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом [3, 6].

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Так, работы Бехтерева В.М. доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развития речи. Исследования Кольцовой М.М. доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

В основе любого движения лежат механизмы деятельности физиологических систем.

Учение об анатомо – физиологических механизмах движения получило углубленную разработку в работах следующих авторов Анохина П.К., Асратян Э.А., Бернштейна Н.А. Их работы, посвященные процессу перестройки нервных импульсов и образованию функциональных систем, показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками [3, 6, 8]. Сеченовым еще в 19 веке был установлен принцип «согласования движения и чувствования» [6]. В современной физиологии понятие о единстве сенсорики и моторики стало одним из определяющих.

Анализ существующей литературы показал, что развитие зрительно – двигательной координации, как неотъемлемой части всего психического развития ребенка опосредовано различными видами детской деятельности. Кроме того, исследователи утверждают, что при выполнении движений основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не только «поле деятельности», а прослеживается все движения от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием «выводят» буквы, срисовывают рисунки и т.д. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудности прекращения движений по сигналу (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, М.Г.Князева) [2, 12].

Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Развитие различных умений, требующих использования рук, включает ряд накладывающихся друг на друга процессов, которые начинаются еще до рождения ребенка (у младенца хватательный рефлекс сменяется произвольным хватательным движением, а тот, в свою очередь, «пинцетным захватом» предмета) [11, с. 359].

Специальное обучение детей с НОДА - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребёнка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального обучения; знанием психофизических особенностей детей педагогами. Поэтому ряд работ посвящены вопросам создания благоприятных условий для развития моторных навыков.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики, для создания оптимальной мотивации и положительного настроя к данному виду деятельности, очень важно учитывать индивидуальный уровень и темп развития ребенка, особенно важно это учитывать в работе с детьми с НОДА (исследования Т.А.Власовой, Е.М.Мастюковой, И.Ю.Левченко и др.) [7, 17]. Постоянная ориентация педагогов и родителей на успешность ребенка, то есть подбор таких заданий, с которыми ребенок в состоянии справиться.

Учитывая то, что большинство упражнений, предлагаемых детям достаточно сложны и утомительны специалисты обращают внимание на то, что при организации такой работы необходимо:

- использовать приемы поэтапного формирования навыка, когда сложное движение разбивается на составляющие, и отрабатываются отдельно каждые элементы движения;

- в ходе работы необходимо предусматривать упражнения для расслабления, с целью снятия мышечного напряжения;

- строгая дозированность нагрузок в работе с детьми по развитию моторики, не превышающая физиологических норм. Например, физиологически занятия с детьми по развитию моторики в старшем дошкольном возрасте в норме имеют продолжительность 20 – 25 минут, а в рамках этого занятия графические упражнения не должны превышать 10 – 15 минут от общего времени занятия.

- отсюда вытекает следующее условие – смена видов деятельности в рамках одного занятия по развитию моторики. Например, последовательность заданий может быть такая: пальчиковая гимнастика, упражнения с палочками, упражнения на расслабление мышц, отработка графических навыков или навыков вырезывания (лепки) т.д.

Таким образом, условия формирования моторных навыков, выделенные специалистами, помогают правильной организации работы с детьми по развитию моторной сферы.

Особое место среди исследовательских работ последних лет, занимают работы связанные с изучением роли различных видов деятельности в формировании двигательных навыков, мелкой моторики у детей с НОДА.

Многие специалисты - практики указывают на ту положительную роль, которую оказывают продуктивные виды деятельности на развитие личности ребенка, его творческий потенциал. Эта деятельность носит моделирующий характер и процессе моделирования предметов окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Большую роль при создании продуктов творчества отводится так называемой «технике рисования».

Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаз и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Еще американский педагог Либерти Тэдд считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения. Он указывал, что овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Отработка техники в рисовании способствует формированию умелости рук, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.

Е.А.Флериной указывалось на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа рисования и энергичного нажима, а также ритмичности движений, тщательности штриховки. Была разработана система игровых упражнений, направленных на решение этой задачи. Е.А.Флерина считала необходимым «научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами» [21].

Многочисленные работы Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, М.В.Ипполитовой, Е.В.Мастюковой и др. посвящены изучению роли продуктивных видов деятельности в развитии ручной умелости и мелкой моторики у детей с НОДА. В основу исследований положены основные положения теории развития двигательных навыков Бернштейна Н.А., основные положения Выготского Л.С. об основных закономерностях развития аномального ребенка, а также основные положения теории изобразительной деятельности Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.Ф. Флериной и др. Кроме того, ими были раскрыты задачи, содержание и методы коррекционной работы с детьми разных возрастных период в развитии моторных функций у детей через продуктивные виды деятельности.

Ими было доказано эффективность данного виды работы с детьми, которая занимает важное место в системе реабилитационной работы, наряду со специальными коррегирующими упражнениями и другими видами работы.

Таким образом, организация работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно – двигательного – аппарата с использованием продуктивных видов деятельности должна включаться в целостную систему реабилитационной работы.

 

1.3. Условия возникновения противоречия

  • В детском саду создана и функционирует система реабилитационной помощи по развитию мелкой моторики детям с НОДА:

 

Система реабилитационной помощи

 

  • Исследовательские работы в области медицины, психологии и доказали роль продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики руки у детей с НОДА.

Рисование.

Здесь ребенок приобретает навыки работы с изобразительными инструментами – кистью, карандашом, фломастером; учится ориентироваться на листе бумаги, отрабатываются навыки свободного владения рукой при изображении разнонаправленных линий, фигур; отрабатывается степень нажима. Успешность освоения навыками во многом зависит от эмоциональной вовлеченности ребенка и степенью овладения техническими средствами изображения.

Другими словами ребенок овладевает орудийными навыками и навыками техники рисования.

Лепка.

Особый вид изобразительной деятельности, который предполагает создание образов из пластических материалов, для чего ребенку необходимо хорошо овладеть специальными способами работы с ними (разнообразные приемы скатывания, вытягивания, прищипывания и т.п.). Данный вид деятельности способствует развитию разнообразных движений, выполняемых руками.

Аппликация.

Сложный вид продуктивной деятельности, который предполагает свободное владение орудийными действиями (клеевая кисть, ножницы, тряпочка и т.п.). Требует овладения поэтапным выполнением действий, умением ориентироваться на листе бумаги, соотносит части, составлять целое.

Конструирование.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Уверенное владение руками, позволяющее достигать результата в максимально короткие сроки. Способствует развитию глазомера, зрительно – моторной координации, согласованности действий обеих рук.

Ручной труд.

Формирование навыков работы с различными материалами, овладение орудийными действиями, манипулирование с мелкими предметами. Развитие зрительно – моторной координации.

Все виды продуктивной деятельности создают базу для развития личности дошкольника и ее творческих проявлений.

  • Однако практика работы в группе компенсирущей направленности для детей с НОДА показывает, что продуктивная деятельность организуется в основном в учебной деятельности.

Возникает противоречие:

  • Мы должны использовать для развития мелкой моторики руки ребенка все имеющиеся созданные условия и систему работы в МДОУ.
  • Но, специфика работы детского сада организации педпроцесса не всегда позволяют в полном объеме использовать продуктивную деятельность для развития мелкой моторики у детей с НОДА. В результате разрешения противоречия возникла идея:

Усилить роль продуктивной деятельности детей, в том числе совместной со взрослыми, для развития мелкой моторики у детей с НОДА.

 

II. Педагогическая технология.

2.1 Цель, задачи, принципы работы.

Цель – создавать условия для развития мелкой моторики у детей с НОДА посредством организации продуктивных видов деятельности.

Задачи:

  • Учить детей рассматривать предметы, анализировать их, выделяя характерные особенности (приемы обследования);
  • Обучать приемам и способам работы с различными материалами;
  • Развивать мелкую моторику, сенсорные способности через овладение орудийными действиями и техниками работы с изобразительными материалами;
  • Создавать условия для формирования волевых качеств личности дошкольников в данном виде деятельности;
  • В организации педпроцесса: разработать перспективный план и методику занятий и организовать работу кружка “Чудо своими руками”;
  • В работе с родителями повысит образовательный уровень родителей по проблеме, привлечь к созданию условий для развития мелкой моторики детей.

Свою работу с детьми, мы строили в соответствии с общими дидактическим принципами:

1. Принцип связи знаний, умений и навыков с практикой;

2. Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, умений;

3. Принцип доступности.

В работе с детьми мы также учитывали гуманистические подходы в организации воспитательно – образовательного процесса, которые нашли свое отражение в следующих принципах:

1. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития (определяет индивидуальный подход в работе).

2. Комплексность методов психолого – педагогического воздействия.

3. Принцип личностно – ориентированного и деятельностного подхода.

4. Принцип оптимистического подхода (определяет организацию атмосферы «успеха», веры в достижении положительного результата у каждого воспитанника).

5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

Практическая реализация поставленных цели и задач предполагало обязательное участие всех заинтересованных лиц (педагогов, специалистов, родителей). Важным аспектом работы выступает создание необходимых условий для развития детей.

В началоНазад12ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта»

Конспект образовательной деятельности «Әбиләрдә кунакта» Зурлар төркеме өчен “Сөйләм үстерү”, “Нәфис-нәфасәти”,”Танып белү”, “ Социаль - аралашу” үсешләре буенча “Әбиләрдә кунакта” темасына белем бирү эшчәнлеге конспекты Тема:...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Читайте также

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с…

Занятия (опыты с водой) в лаборатории «Вода вокруг нас» с детьми подготовительной группы «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо...

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе

Конспект ООД по теме: «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о пассажирском и...