Конспект беседы-игры во второй младшей группе «В гости к Марьюшке»
Цель:
- Познакомить детей с фольклорным текстом – закличкой, содержащей реальные сведения об окружающем, явлениях природы.
- Обогатить словарь детей, введя в пассивный словарь слова «стужа», «печатка», «жаровой утюг».
- Обогатить эмоционально-речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, используя единый сюжет, игровой образ и зрелищность в соответствии со словом.
- Вызвать интерес к работе цветной тушью, поощрять составление своего, неповторимого узора на квадрате.
- Побуждать к взаимоконтролю, путём оценки работы товарища.
- На эмоционально-чувственной основе формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Переход к беседе.
- Что-то детушки мои пригорюнились, приуныли. А не собраться ли к нам в гости к Марфушке. Уж такая она затейница, много сказок и забав знает. Тогда давайте в гости собираться, наряжаться. Выбирайте кому что нравится. (Дети собираются в уголке ряженья, надевают элементы народного костюма (пояски, кокошники, фартуки.)
- Ой, какие красивые стали да пригожие: Оленька, как ясно солнышко, Миша- молодец-удалец.
Кто у нас хороший,
кто у нас пригожий.
Ребятушки хорошие,
ребятушки пригожие.
- А как до Марфушки добираться будем? На чём поедем? У меня есть саночки - самокаточки. Хотите на них прокатиться. Вот так сани, едут сами. А какое время года сейчас. Как вы узнали. Да зимой на улице холодно, морозно, даже щёки мёрзнут. Как же мы с вами на санях поедем. Замёрзнем.
Давайте попросим деда Мороза, чтоб он не щипал нас за щёки:
Морозушка - мороз,
не тяни домой за нос.
Не студи, не балуй
Поди окна разрисуй.
А как ласково называют Мороза? (Морозушка – мороз.) А вы знаете, что холод в старину называли стужа, студень. И просили Мороза: «Не студи, не балуй» А теперь все вместе обратимся к Морозу. А теперь ты, Ваня. Вот и услышал нас Мороз, не щиплет, не кусает.
Забирайтесь в сани, поехали. (Дети садятся в большие расписные сани. Звучит музыка «Санки»Филиппенко.)
- Представьте, что мы едем по лесу, а вокруг ели стоят в красивых снежных шубках берёзки нарядились в пушистые шапки. Снег пошёл.
Уж ты зимушка – зима,
зима снежная была,
ветер воет, вьюга вьёт,
вдоль по улице метёт.
Как по снегу, по метели
Наши саночки летели.
И шумят, и гремят, колокольчики звенят.
Дальше дороги нет, придётся пешком идти.
Физкультпауза. Ходьба с высоким подниманием колен под текст:
Белым снегом замело
Все дороги на село.
Все дороги, все пути,
не проехать, не пройти.
- Ребята, а уж не домик ли там виднеется? Там Марьюшка живёт. Вот и привезли нас саночки прямо к дому. Только что-то она нас не встречает. Я пойду, посмотрю, а вы покличьте её: «Марьюшка! Марьюшка!» (Уходит за ширму - дом, накидывает шаль и надевает кокошник.)
- Здравствуйте, мои касатики, хорошие, пригожие. Что же я вас у порога держу. Проходите, садитесь. (Дети заходят за ширму, садятся на лавку. Там расположен макет избы, лоскутный коврик.)
- Чем же вас потешить, чем позабавить. Покажу – ка я вам куклу, в которую ещё моя бабушка играла. А называется она смешно - кукла-полено. Делалась она просто. Брали чурочку, обёртывали разноцветными тряпочками и кукла готова. (Показывает.)
Ротик - клюковка,
носик-пуговка,
дочка моя куколка.
- А вы хотите сделать себе такую же куколку. Вот в моей корзинке лежат чурочки. Возьмите каждый себе по одной - это будет ваша куколка. Сейчас мы их нарядим. Вот сколько здесь разноцветных лоскутков - это будут фартуки. Выберите для своей куколки и завяжите. Теперь можно платочек завязать, да вот беда, все они белые. Раскрасим их сами. «Была бы охота, заладится и работа» - так ещё моя бабушка говорила.
Узор будем наносить тушью. Тычком можно нанести точки по краям или в середине, расположить их друг за другом или составить узор. А печаткой нанести узор в центре или по углам. Придумайте свой узор и приступайте к работе. Хорошее начало полдела откачало.
- Вот и готовы наши платочки. Как только поднесли их к куклам, они ожили, заговорили: «Моя мастерица постаралась на славу: в серединке цветок напечатала, а по краям оборочку сделала.
К итогу привлекаю детей: расскажи о своей работе или платочке, выполненном товарищем.
Всем куклам понравились платочки. Так они обрадовались, что захотели танцевать. А кто-то может нам поиграет на ложках, трещотках, шумелках. Звучит народная мелодия «Ах, вы сени»
- Пока мы плясали, наши платочки высохли. А чтобы они воды не боялись, надо их утюгом прогладить. Есть у меня утюг, которым ещё моя бабушка гладила. Чем он отличается от обычного утюга? Хотите знать, как он работает? Бабушка брала угольки горячие, клала их сюда, внутрь утюга и он нагревался. Да вот беда, печь-то я давно топила, угольков горячих нет. Но ничего, вы возьмёте платочки домой, и мама прогладит их своим утюгом.
- Ой, заговорила я вас совсем. Не красна изба углами, а красна пирогами. По обычаю гостей не опускают без угощения. Вот вам мои петушки на палочке. Приходите ещё в гости.
Читайте также |
---|
Структура интегрированного занятия
Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...
Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений
Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...
Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно...