Итоговое мероприятие тематической недели «День родного языка» в старшей группе
Викторина «В мире слов»
Задачи:
- закреплять знания о Международном дне родного языка;
- развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
- развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
- воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Области интегрирования:
- художественное творчество;
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- музыка;
- социализация
Участники: дети старшего возраста 5-6 лет, воспитатель, муз.руководитель
Место проведения: музыкальный зал
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.
Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.
Ход.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.
Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.
1 мальчик: Не сердитесь!
2 мальчик: Не обижайтесь!
3 мальчик: Не злитесь!
Воспитатель: Где вы были?
1 мальчик: Недалеко!
2 мальчик: Близко!
3 мальчик: Рядом!
Воспитатель: Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)
- Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат и пишутся по-разному)
- Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)
- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)
- Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»
Ребёнок:
Жура-жура-журавель,
Облетел ты сто морей,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. ( Тверской край) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
- Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.
- И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»
«Приветствие команд»
- Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.
«Знайки» «Умники»
- Мы команда «Знайки» - Мы – «Умники», друзья,
Знайки – не зазнайки, Нам проиграть никак нельзя!
Соперникам мы шлём привет! И с вами мы сразимся,
И от души желаем – Так просто не сдадимся!
Знать правильный ответ!
Наш девиз: Наш девиз:
«Знание – это сила!» «Один ум хорошо, а много - лучше!»
1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.
Для команды «Знайки» Для команды «Умники»
Назовите:
- русская национальная мужская одежда - русская национальная женская одежда
- русская еда - русские народные сказки
- русские народные игры - русские народные песни
- Раз мы вспомнили русские народные песни, давайте станцуем хоровод «Ой, то не вечер»
Хоровод: «Ой, то не вечер»
2 задание Игра «Слова – друзья»
Воспитатель показывает картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).
- Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)
3 задание. «Пословицы и поговорки»
- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
- Язык острее бритвы.
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.
4 задание. Игра «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
5 задание. Игра «Наоборот»
- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)
6 задание. «Крылатые выражения»
- А сейчас я приглашаю вас в видеозал.
Идёт просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.
7 задание. «Украшение матрёшки»
- Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
- Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.
Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
Оценка работ.
- Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)
- Подарим эти красивые матрёшки малышам?
Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.
Читайте также |
---|
Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…
Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...
Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»
Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...
Зачем нужно закаливание?
Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...