Картотека дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

• Занятия проводить до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

• Выдох должен быть длительным, плавным.

• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

• Достаточно трех-пяти повторений.

• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.

 

Дыхательные игровые упражнения

Футбол

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ворота, пластиковый шарик, трубочка.

Ход игры. 

Вариант № 1. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Шарик должен оказаться в воротах.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

1

Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок.

Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.

Подуем на вертушку.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зондозаменители.

Ребенку предлагают подуть на вертушку.

Необходимо следить, чтобы ребенок сидел прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

2

Ветряная мельница

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи- зация губных мышц.

Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка.

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

3

Аэробол

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: аэробол, шарик.

Ход игры. 

Вариант №1. Ребенок кладет шарик в отверстие и плавно дует в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе.

4

Вариант №2.Опускать и поднимать шарик. Таким образом, регулировать силу и продолжительность выдоха.

Вариант №3. Устроить соревнование, кто дольше продержит шарик в воздухе.

5

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Воздушная рыбалка

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: аквариум, рыбки, трубочка.

Ход игры.

Вариант №1. Предложите ребенку взять трубочку, прислониться к рыбке и затянуть воздух.

Вариант №2. Необходимо разложить цветных рыбок и изображение аквариума перед ребенком. Ему необходимо перенести всех рыбок до аквариума.

 6

Вариант №3. Выложить рыбок перед ребенком в любом порядке, дать запомнить последовательность. Затем перемешать рыб и попросить ребенка восстановить ряд при помощи трубочки.

Вариант №4. Предложить ребенку разложить рыбок так, чтобы желтые плыли направо, а красные налево.

Ныряльщик

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: зажим для носа.

Ход игры. 

Вариант №1.Предложить ребенку стоя сделать глубокий вдох, задержать дыхание и закрыть нос зажимом. присесть, как будто при подготовке к нырку в воду. Про себя посчитать до 5, встать и снять зажим.

7

Вариант №2.Предложить ребенку надеть на нос зажим. В течение трех 15 секунд глубоко вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Задуй свечу

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свеча, хорошо закрепленная в подсвечнике.

Ход игры. Перед упражнением предложите ребенку отгадать загадку:

Затем предложите ребенку задуть горящую свечу одним сильным выдохом. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

Ребенку предоставляется несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз. показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

 

Литература

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М. : Книголюб, 2004.

2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М. : Метафора, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...

Читайте также

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...