Обобщение опыта на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в семье»
Наверное, каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и речевое развитие в частности.
Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте. Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. И все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка незабываемо для самого ребенка. Развитие речи ребенка, развитие в ней художественных вкусов, имеет большое значение для дальнейшей жизни. Семья может и должна помогать дошкольному учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.
Семья является той ареной, среди которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. Именно в семье 'и состоит то или иное отношение к литературе. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают направление в литературном развитии детей, а также развитию их речи.
Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков.
Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Больше всего могут дать своим детям в их дошкольный период сами родители. В семье большое внимание уделяется большое внимание развитию речи детей. Елена Александровна, мама Олеси, по профессии учитель, и она знает, что речь взрослого должна быть выразительной, грамотной, важно произносить всегда слова правильно, как по звуковому составу, так и по форме. В разговоре с Олесей, Елена Александровна старается, чтобы её собственная речь была более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.
В семье Олеси, высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, уделяется внимание изучению родной литературы, поддерживается даже небольшая заинтересованность литературных знаний. Родители Олеси понимают, что необходимо уделять этому внимание, и тогда речь ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.
Родители понимают, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответственно их интересам, словесное общение с ними, и стараются находить больше времени для занятий со своим ребенком.
Ведут целенаправленную последовательную работу по развитию устной речи ребенка с использованием народного творчества, обычаев, традиций, определенных природных и исторических особенностей своего края.
Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменной речи. В семье создается именно такое отношение к литературе. Ежедневное чтение детям вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.
Мама много рассказывает Олесе сказок, рассказов, стихотворений, показывает ребенку иллюстрации к художественным произведениям. Елена Александровна читает познавательную литературу, водит на экскурсии, проводит наблюдения, внимательно рассматривает отдельные объекты и предметы. При этом учитываются познавательные предпочтения (интересы) ребенка.
Мама учит быть Олесю вежливой и тактичной при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрирует культуру ведения диалога, показывает пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Олеся дома закрепляет, полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; по сериям картинок, упражняется в составлении элементарных описаний.
Елена Александровна поощряет попытки ребенка сочинять сказки и рассказы, следит за соблюдением правил составления связных высказываний, обыгрывает детские сочинения театрализованными средствами.
Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильная помощь в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Каждое новое событие в жизни семьи - поездка в деревню к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огороде является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Для этого не требуется проведения отдельных «академических» занятий.
Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т.д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). У Олеси много настольно – печатных, дидактических игр, которые способствуют развитию речи.
Елена Александровна считает, что нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему своего ребенка занятостью и недостатком времени, либо занятиями со специалистом (старания которого могут "уйти в песок " из-за отсутствия поддержки с вашей стороны) У родителей есть в запасе еще время до поступления ребенка в школу. Нужно воспользоваться этим временем с пользой.
Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей должны стать родители.
Читайте также |
---|
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...
Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики
Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...