Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе обучения эвристическая беседа.

Задачи:

1.повысить уровень самообразования педагогов, освоив основные структурные элементы эвристической беседы;

2. апробировать метод обучения в практической деятельности;

3.определить эффективность современного метода в образовании дошкольников.

Ход мастер- класса

1 часть «Теоретическая».

Воспитатель: Добрый день! Сегодня на свой мастер-класс я принесла изюм! Как вы думаете, зачем я это сделала!

Хочу отметить, что изюм

Изрядно укрепляет ум.

Изюмом нужно мозг питать

Чтоб счастье в жизни испытать!

А ещё сделала я это для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе - это эвристическая беседа как метод обучения.

3 слайд Проблема:

Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:

  • какой программный материал необходимо давать методом беседы;
  • как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
  • как привлечь всех к активному участию;

Причины применения данного метода является:

  • потребность самого учебного процесса (в связи с переходом на новые ФГОС).
  • активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

4 слайд. Что такое эвристическая беседа?

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греческого эвристика - отыскиваю, открываю.

Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин).

В процессе эвристической беседы у старших дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая

и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, сравнивать, обобщать, анализировать и сопоставлять, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие познавательной активности. Для диалога нужны смелость и решительность, самостоятельность.

5 слайд. Чтобы убедиться в инновационном методе обучения дошкольников, предлагаю Вам сравнить два вида бесед: традиционной и эвристической.

Важным отличием эвристической беседы от традиционной беседы является:

Критерии Традиционная беседа Эвристическая беседа
Цель Используется для проверки знаний Направлена на получение дошкольниками новых знаний
Роль педагога Вопросы репродуктивного характера Серия проблемных вопросов
Роль ребенка Как можно точно и наиболее полно воспроизводят по памяти изученный ранее материал Самостоятельно разрешают противоречия, возникающие в ходе размышлений, формируют выводы и делают обобщения

6 слайд. Прибегая к такой форме взаимодействия с дошкольниками

педагог вместо сообщения готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиями, выводам самостоятельно. В этом и заключается инновация данного метода.

Достигнуть этого можно путем постановки основных, дополнительных и вспомогательных (наводящих) вопросов, задаваемых педагогом детям.

По своему содержанию вопросы могут быть ориентированы на сравнение, уточнение, объяснение, доказательство.

7 слайд. Эвристическая беседа может использоваться как в ходе основной образовательной деятельности осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой познавательно- исследовательской и т.д.), а так же в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено.

Структура беседы может быть представлена не только в виде цепочки вопросов проблемного характера. Задания могут быть самыми разнообразными, например: составление кроссвордов, ребусов,

решение логических задач, проводить элементарные опыты и экспериментирования и т.д.

8 слайд

2 часть «Практическая»

Я предлагаю Вам разделиться на 2 команды.

На конкретном примере мы рассмотрим, как использование метода эвристической беседы способствуют активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Ведущим элементом эвристической беседы является вопрос. Умение задавать вопросы – одно из важнейших педагогических умений. Я предлагаю Вам серию вопросов, ваша задача подобрать вопросы к классической и эвристической беседе. Для того чтобы выяснить особенности бесед: классической и эвристической. Посмотрим, в чём их сходство и различие.

Беседа «Наши друзья – птицы».

(старший дошкольный возраст)

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Задание для педагогов:

1команда - подобрать вопросы и провести классическую беседу.

2команда - подобрать вопросы и провести эвристическую беседу.

9 слайд. Предлагаю Вам серию вопросов по данной теме:

  1. Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?
  2. Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья)
  3. Какое значение имеет для птиц умение летать? (Ловить в воздухе насекомых, избегать хищников, выбирать место для жизни)
  4. Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу)
  5. Почему перелетные птицы улетают на юг, а зимующие остаются зимовать? (У зимующих птиц есть подпушек, чтобы не замёрзнуть зимой в морозы, у них очень твёрдый клюв для поедания зёрен, замерших ягод, у перелетных нет пухового пера, питаются насекомыми)
  6. Почему птиц называют «пернатые друзья»?
  7. С каким транспортным средством можно сравнить птицу?
  8. Назовите птиц, которые улетели в теплые края?
  9. Какие это птицы? Все верно, то перелетные птицы.
  10. Почему их так называют? (потому что они осенью от нас улетают, а весной прилетают обратно)
  11. А какие птицы остались? (зимующие птицы) Назовите птиц, которые остались у нас на зиму?
  12. А как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
  13. Ребята, скажите, что могут делать птицы?
  14. Чем же питаются птицы?
  15. Какую пользу приносят людям?

10 слайд Птицы.

11 слайд. Для определения эффективности современного метода в образовании дошкольников можно сделать вывод:

Классическая беседа Эвристическая беседа
Обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. И в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит простая систематизация знаний.
Когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок
В ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания.
В эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает разногласие между детьми. Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав
  1. Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?
  2. Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья)
  3. Какое значение имеет для птиц умение летать? (Ловить в воздухе насекомых, избегать хищников, выбирать место для жизни)
  4. Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу)
  5. Почему перелетные птицы улетают на юг, а зимующие остаются зимовать? (У зимующих птиц есть подпушек, чтобы не замёрзнуть зимой в морозы, у них очень твёрдый клюв для поедания зёрен, замерших ягод, у перелетных нет пухового пера, питаются насекомыми)
  6. Почему птиц называют «пернатые друзья»?
  7. С каким транспортным средством можно сравнить птицу?
  8. Назовите птиц, которые улетели в теплые края?
  9. Какие это птицы? (перелетные птицы)
  10. Почему их так называют? (потому что они осенью от нас улетают, а весной прилетают обратно)
  11. А какие птицы остались? (зимующие птицы) Назовите птиц, которые остались у нас на зиму?
  12. А как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
  13. Ребята, скажите, что могут делать птицы?
  14. Чем же питаются птицы?

8. Какую пользу приносят людям? Вывод

Классическая беседа Эвристическая беседа
Обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. И в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит простая систематизация знаний.
Когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок
В ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания.
В эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает рассогласование между детьми. Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав.

Уважаемые коллеги, я поделилась с Вами опытом работы, как можно использовать эвристическую беседу в учебном процессе. Благодарю Вас за активное участие в работе. И прислушайтесь к моим советам:

  • Если вы испытываете затруднения в работе, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
  • Если беседа не получилась или получилась с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Успехов Вам и вашим воспитанникам!

 

 

МБДОУ «Березка

ФИО Медведева Г.В.

Пояснительная записка к мастер-классу

Тема мастер -класса Эвристическая беседа как метод обучения.
Для какой возрастной группы Старший дошкольный возраст
Ссылка на видео  
Цель мастер-класса Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе обучения эвристическая беседа
Задачи 1.повысить уровень самообразования педагогов, освоив основные структурные элементы эвристической беседы;
2. апробировать метод обучения в практической деятельности;
3.определить эффективность современного метода в образовании дошкольников
Основная идея мастер-класса Рассматривается понятие «эвристическая беседа», раскрываются подходы к отбору ее содержания для детей, приводится пример.
По итогам проведения: достигнуты ли поставленная цель и задачи У воспитателей повысился уровень профессионального мастерства; освоили основные структурные элементы эвристической беседы; в практической деятельности научились подбирать вопросы к эвристической беседе.
Что из задуманного не получилось  


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Читайте также

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста:…

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста: «Научим Буратино финансовой грамотности» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...