Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми.

Задачи:

1. Дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

2. Дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий, мнемодорожка, фломастеры.

Практическая значимость: Получение педагогами практических навыков использования технологии мнемотехника в образовательном процессе.

1. Презентация педагогического опыта.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер - классе. Сегодня мне бы хотелось не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методические приемы, которые я использую в работе с детьми по речевому развитию. И конкретно, я представлю вам технологию –мнемотехника.

На протяжении последних 5 лет я применяю эту технологию в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что у большинства детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение, последовательно составить рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал. Все вы знаете, что память дошкольников носит непроизвольный характер, то есть, дети лучше запоминают предметы, события, явления. Еще Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит». Этому как раз и способствует применение технологии - мнемотехника.

Мнемотехника - специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Для изготовления дидактического материала не требуются художественные способности, так как особенность этой методики-применение не изображения, а символов. Поэтому, в своей работе я использую как готовые мнемотаблицы, так и разрабатываю их сама.

(Демонстрация дидактического материала)

Систематическое применение технологии мнемотехника на занятиях по речевому, познавательному развитию; в индивидуальной работе дало положительный результат в речевом развитии дошкольников. У них появился устойчивый интерес к занятиям, пополнился словарный запас, упростился процесс запоминания, дети стали свободнее выражать свои мысли.

2. Проведение имитационной игры

А сейчас я продемонстрирую Вам, как можно применять эту технологию в образовательном процессе.

Как я уже говорила, процесс обучения строится от простого к сложному. Самым простым является мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и так далее. (Например: Вы читаете сказку и выделяете главного героя: Колобок.)

Следующей по сложности идет мнемодорожка – это таблица из четырех и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить предложение или небольшой рассказ.

Чтобы применить эту методику на практике, вы попробуете выполнить задание вместе со мной. Я вам предлагаю выбрать пословицы. Вам нужно по этим пословицам составить мнемодорожку. Перед Вами дорожка из 4 клеток, и набор символов. Вы должны выбрать те символы, которые соответствуют Вашей пословице и выполнить работу.

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Под лежачий камень вода не бежит.

3. Яблоко от яблони не далеко падает.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

И наконец, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.

Они используются при обучении составлению рассказов по картине; составлению описательных, творческих рассказов; при пересказах художественных произведений; при заучивании стихотворений.

Давайте рассмотрим с Вами пример работы по мнемотаблице:

А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно интересное задание.

Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу. Я сейчас послушайте стихотворение:

Телевизор вместе с нами

Смотрит наша кошка.

Видит мышку на экране,

Мышка вроде близко.

Мог бы славный быть обед,

Только хвать, а мышки нет.

А теперь мы его с вами зарисуем и составим мнемотаблицу.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, давайте прочтем стихотворение (педагоги читают стихотворения).

3. И наше последнее задание. Нам нужно будет составить предложения из мнемоквадратов.

Молодцы, со всеми заданиями вы справились!

3. Рефлексия

На этом наш мастер - класс окончен. Надеюсь, что Вы приобрели новые
практические знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.

Скажите, у кого-то может остались вопросы по применению данной технологии?

Считаете ли Вы, что технология мнемотехники способствует развитию устойчивого интереса к образовательной деятельности?

Будете ли вы применять эту технологию на своих занятиях?

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вы сможете применить на практике. Это очень интересно и увлекательно!

Желаю всем удачи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия...

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Читайте также

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...