Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

«Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему «Зима» предполагает интеграцию задач образовательных областей в контексте ФГТ – здоровье, художественное творчество, чтение худ. литературы, познание, музыка, коммуникация.

Цель: Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение картины,

описание природы, используя образные средства;

- Учить придерживаться структуры рассказа: название картины, начало, основная часть,

конец.

- Закрепить словарь признаков предметов;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук,

общую моторику, дыхание, интонационную выразительность;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающие компетентности дошкольников;

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «зима».

Демонстрационный материал: магнитофон, компьютерная презентация, репродукция картин И. Шишкина, бумага, краски, кисточки, деревья, кустарники, сенсорно – графическая рамка, фрагменты картины, символы, снежинки, ширма.

Методические приёмы: Рассматривание картины, беседа, чтение стихов, игра, метод «эмпатии», художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.

 

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями.

1. «Приглашение в музей пейзажных картин И. Шишкина».

- Дети, сегодня я приглашаю вас в мини - музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина. Который, когда был маленьким, очень любил рисовать. Отец ему очень много читал, книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим в нашем музее.

2. Д/у «О какой картине стихотворение?»

Дети читают стихи:

- Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пестрою стеной

Стоит над пестрою поляной. (Бунин).

 

- Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (С. Есенин)

 

- Мы глядим на поле,

Радости полны:

Будет хлеба вволю –

Пироги, блины.

 

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок.

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

3. Д/и «Что лишнее?»

Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему?

(Картина о зиме лишняя, потому что все остальные отображают осень)

 

4. Составление рассказа по картине с помощью плана (презентация).

1. Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)

Действительно, лишняя оказалась картина о волшебнице - зиме и написал её И.Шишкин.

- 2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).

- 3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима.)

- 4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали.)

- 5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство.).

- 6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый.)

- 7 слайд – облака. Посмотрите какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное.)

- 8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный.)

- 9 – 10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки.)

- 11 слайд – картина с сенсорно – графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.

А хотели бы вы побывать в таком волшебном, зимнем царстве?

 

4. Экскурсия в зимний лес.

- Ой, в какой лес мы попали? (волшебный, зимний, холодный…).

- Давайте назовём «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке.

- Поднимите глазки и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимическое упр.).

- Вдохните свежий, чистый воздух всей грудью - выдохните (упражнения на дыхание).

- Послушайте голоса птиц, животных. Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг – мимическое упр.).

- Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья – они все укутаны в шали. (гимнастика для глаз). Выразите им своё восхищение (восхищение - мимическое упр.).

- Посмотрите, да здесь целая мастерская художника: и краски есть, и полотна и кисти. Давайте и мы попробуем нарисовать зимний, волшебный лес. Вокруг себя повернись и в художника превратись.

 

5. «Мы – художники» - зарисовка зимней картины в мастерской художника. Играет спокойная, тихая музыка, дети рисуют, а педагог повторяет рассказ, составленный детьми по картине.

Вокруг себя повернись и в ребятишек превратись.

Зима в лесу.

1. Пришла в лес волшебница зима.

2. Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.

3. В лесу стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.

4. Снег, как перина; мягкий, пушистый.

5. Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.

6. По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.

7. В таком лесу хорошо поиграть в снежки…

 

7. Итог. Спросить детей, что им понравилось на занятии, что не понравилось. Поблагодарить детей. Подарить рамочки для их зимних картин, чтобы они сделали в группе свою художественную выставку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Проект «Я служу России!»

Проект «Я служу России!»

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки: «Кошкин дом»

Конспект НОД безопасность по мотивам сказки «Кошкин дом» Старший дошкольный возраст 4-6 лет Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Тема: «Безопасность...

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...