Экспериментирование в среднем дошкольном возрасте
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства.
Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Преимущество игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии, воспитатель становится для ребенка «содеятелем» и помощником, партнером по увлекательной игре.
Игры-эксперименты, а также игры-путешествия являются
Одним из видов дидактической игры. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать эти игры, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей.
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все
больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий,
или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста - это игры с широким
познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем
с учетом следующих факторов:
1. Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
2. Доступность содержания игр;
3. Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
4. Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
5. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
6. Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
7. Постепенное усложнение игр;
8. Цикличность организации игр.
Наша программа «Из детства в отрочество! Учитывает эту особенность детей среднего возраста. Во всех видах деятельности присутствует элементарное экспериментирование. Например:
Развитие речи:
- упражнения на развитие дыхания (поддувалочки, футбол);
- упражнения для образования звуков, работа со звуковыми дорожками;
В них дети знакомятся со свойствами воздуха.
Познавательное развитие: включает задачи знакомства с качествами и свойствами объектов неживой природы - песок, вода, камень. И природных материалов - дерево, глина, мел, уголь.
Серии занятий посвящены классификации различных предметов, объектов природы. Наблюдение за ветром, определение силы ветра (ленточки, вертушки, метелочки)
Наблюдение за погодой на протяжении всего учебного года, внесение в уголок природы объектов растительного мира.
Наиболее показательны и интересны детям знакомства со свойствами воды и снега.
Прошла серия занятий «Секреты ВОДЫ». Цель: познакомить со свойствами воды (замерзает на холоде и превращается в лед, лед в тепле снова превращается в воду).
«Теплый снег, пушистый». Цель: формировать представления о свойствах объектов неживой природы на примере снега (на морозе скрипучий, в тепле - тает, образуя грязную воду). Подвести детей к правилам личной безопасности: «Не пробуй снег!», «После зимней прогулки помой руки!».
Занятия по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Умные сказки».
Цель: с помощью сказки раскрыть некоторые закономерности природы,
особенности очистки воды.
1. Очистка воды с помощью песка и угля.
2. Свойства снега (сохраняет траву) под снегом тепло.
Так же вне занятий замораживали воду. Провели наблюдение за свойствами льда (твердый, прозрачный, может менять форму).
Провела итоговое занятие о свойствах воды. Дети самостоятельно делали выводы на основе опытов, в которых участвовали все. К каждому свойству сделала карточки и панно «Кому нужна вода». После занятия оформила альбом «Что мы знаем о воде».
«Огород на окне». Посадка лука, посев семян перцев, цветов. Постоянное наблюдение, участие в уходе за посадками, фиксация результатов наблюдений в альбом «Наши посадки».
Опыт с горохом. «Разбуди горошину». Одну горошину завернули в намоченную ватку, положили на блюдце и всегда поддерживали во влажном состоянии. Вторую горошину завернули в сухую ватку и положили в равных условиях на подоконник. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой нет). После того как появились ростки, посадили горошины в почву и продолжали наблюдение. Из пророщенного выросло растение, сухой горох тоже пророс.
В группе оформлен уголок элементарного экспериментирования. Мы постарались, чтобы он отвечал требованиям возрастной группы. В средней группе дети еще не достаточно самостоятельны и поэтому пользуются им в основном в совместной деятельности с воспитателями. В самостоятельной деятельности присутствует работа с тематическими альбомами и играми.
Элементарное экспериментирование активизирует познавательную деятельность детей, побуждает их задавать много вопросов, длительные наблюдения поддерживают интерес, оживляют имеющийся опыт, дают материал для сравнения.
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям»
Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях. Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Развивать...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»
Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...