Экспериментирование в среднем дошкольном возрасте

 

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства.

Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Преимущество игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии, воспитатель становится для ребенка «содеятелем» и помощником, партнером по увлекательной игре.

Игры-эксперименты, а также игры-путешествия являются

Одним из видов дидактической игры. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать эти игры, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все

больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий,

или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста - это игры с широким

познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем

с учетом следующих факторов:

1. Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

2. Доступность содержания игр;

3. Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

4. Обеспечение «культурной практики» детей в игре;

5. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

6. Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

7. Постепенное усложнение игр;

8. Цикличность организации игр.

Наша программа «Из детства в отрочество! Учитывает эту особенность детей среднего возраста. Во всех видах деятельности присутствует элементарное экспериментирование. Например:

Развитие речи:

  • упражнения на развитие дыхания (поддувалочки, футбол);
  • упражнения для образования звуков, работа со звуковыми дорожками;

В них дети знакомятся со свойствами воздуха.

Познавательное развитие: включает задачи знакомства с качествами и свойствами объектов неживой природы - песок, вода, камень. И природных материалов - дерево, глина, мел, уголь.

Серии занятий посвящены классификации различных предметов, объектов природы. Наблюдение за ветром, определение силы ветра (ленточки, вертушки, метелочки)

Наблюдение за погодой на протяжении всего учебного года, внесение в уголок природы объектов растительного мира.

Наиболее показательны и интересны детям знакомства со свойствами воды и снега.

Прошла серия занятий «Секреты ВОДЫ». Цель: познакомить со свойствами воды (замерзает на холоде и превращается в лед, лед в тепле снова превращается в воду).

«Теплый снег, пушистый». Цель: формировать представления о свойствах объектов неживой природы на примере снега (на морозе скрипучий, в тепле - тает, образуя грязную воду). Подвести детей к правилам личной безопасности: «Не пробуй снег!», «После зимней прогулки помой руки!».

Занятия по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Умные сказки».

Цель: с помощью сказки раскрыть некоторые закономерности природы,

особенности очистки воды.

1. Очистка воды с помощью песка и угля.

2. Свойства снега (сохраняет траву) под снегом тепло.

Так же вне занятий замораживали воду. Провели наблюдение за свойствами льда (твердый, прозрачный, может менять форму).

Провела итоговое занятие о свойствах воды. Дети самостоятельно делали выводы на основе опытов, в которых участвовали все. К каждому свойству сделала карточки и панно «Кому нужна вода». После занятия оформила альбом «Что мы знаем о воде».

«Огород на окне». Посадка лука, посев семян перцев, цветов. Постоянное наблюдение, участие в уходе за посадками, фиксация результатов наблюдений в альбом «Наши посадки».

Опыт с горохом. «Разбуди горошину». Одну горошину завернули в намоченную ватку, положили на блюдце и всегда поддерживали во влажном состоянии. Вторую горошину завернули в сухую ватку и положили в равных условиях на подоконник. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой нет). После того как появились ростки, посадили горошины в почву и продолжали наблюдение. Из пророщенного выросло растение, сухой горох тоже пророс.

В группе оформлен уголок элементарного экспериментирования. Мы постарались, чтобы он отвечал требованиям возрастной группы. В средней группе дети еще не достаточно самостоятельны и поэтому пользуются им в основном в совместной деятельности с воспитателями. В самостоятельной деятельности присутствует работа с тематическими альбомами и играми.

Элементарное экспериментирование активизирует познавательную деятельность детей, побуждает их задавать много вопросов, длительные наблюдения поддерживают интерес, оживляют имеющийся опыт, дают материал для сравнения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям»

Интегрированное занятие в старшей группе «На помощь богатырям» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях. Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Развивать...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Читайте также

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных»

Интегрированное занятие в старшей группе «Одежда животных» Задачи: - формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» животных (перьев, меха), её...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...