Доклад на тему:
«Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника»

 

Образование не дает ростков в душе,

если оно не проникает до значительной глубины.

Протагор.

 

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как заведующий детским садом, как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.

Великий философ И. Кант говорил: «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Долг воспитателя - в формировании личности ребенка, раскрыть его способности, научить видеть красоту в обыденных вещах, уметь испытывать чувство радости от труда, от общения с окружающей природой и людьми, желать познавать тайны и законы мироздания, учить находить позитивный выход из сложных жизненный ситуаций.

Реализуем ли мы свой долг в полной мере в нашем детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Для воспитания юного патриота своей Родины, а как известно, что патриотизм – в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, необходимо чтобы было создано соответствующее гражданско-патриотическое пространство. Я считаю, что наш детский сад максимально приближен к его созданию.

С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине. В каждой группе ДОО есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, иконы, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Рождеству Господню, Дню семьи, Дню иконы Казанской Божьей Матери, Пасхе, Троице и многие другие. Наш детский сад тесно общается с настоятелем местного Казанского храма отцом благочинным иереем отцом Сергеем. Он систематически посещает наших воспитанников, проводит беседы на нравственные темы. Дети ждут отца настоятеля, такие встречи приятны и необходимы всем и детям, и воспитателям и священнику.

 Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, с войнами интернационалистами, и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые. Также это позволяет создавать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности, определять степень воспитательного воздействия.

Особое внимание я хочу уделить краеведческому музею нашего детского сада. Руководителем музея является воспитатель с многолетним стажем Мищенко Л.И., но в его создании и становлении участвовали абсолютно все сотрудники детского сада совместно с родителями воспитанников, поэтому он и получился таким уютным, настоящая «Горница». В музее представлены предметы русского народа, воспроизведён уклад русской крестьянской семьи.

Конечно же, нашим воспитанникам очень интересно посещать музей, рассматривать все экземпляры, выставленные в нем, смотреть презентации о жизни их предков, полистать книги и журналы, имеющиеся в музее. Но самое интересное, это занятие в музее. Атмосфера старинного русского быта обволакивает и завораживает детей, они впитывают все, что говорит им воспитатель с особым интересом и удовольствием, в конце таких занятий организуется продуктивная деятельность, которая получается особенно успешно – это работа с тестом, тканью, нитками, соломой и другими материалами. Музыкальные занятия в музее позволяют знакомить с русской народной музыкой, частушками, плясовыми. В нашем детском саду вместе с родителями и педагогами создан фольклорный ансамбль «Колокольчики». Выступление ансамбля на 1 Рождественском фестивале в городе Павловске отмечено дипломом и подарками. Интересную музыкальную композицию, посвященную Рождеству Христова, наши воспитанники исполняли совместно с воспитателями в красивых русских народных костюмах. Подготовка и выступление потребовало много сил и терпения, но нашим детям очень нравиться заниматься русскими народными танцами.

Также большую роль в воспитании маленьких патриотов играет дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня - это занятие детей в кружках по интересам: «Сударушка» «Играй малыш», «Шире круг» и другие. Работа в этих кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре русского народа. К таким занятиям воспитатели подходят творчески, стараясь организовать работу так, чтобы дети были активными участниками. Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка.

Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Читайте также

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Исследовательская деятельность «Полезный укроп»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...