Выступление на педагогическом совете на тему:

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Так как, цель по реализации образовательной области «Музыка» - развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку, а одна из задач - развитие музыкально-художественной деятельности детей, то соответственно на данный учебный год мной была выбрана тема работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому перед театром всегда стояли задачи развлекать, воспитывать, проповедовать.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников.

В связи с этим для решения поставленной задачи были использованы следующие программы, технологии и методические разработки:

Практический опыт работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 31» Жуковой И.И.;

Авторская программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»;

«Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.

Программа «Театр – творчество - дети» под ред. Н.В.Сорокиной;

Теоретические статьи и музыкальный материал предложенный журналами «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание»;

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - М.: Школьная Пресса, 2003 г.

Помощь в развитии эмоциональности детей оказывали:

игровые викторины по стихам детских поэтов,

речевые упражнения («Самолет», «Поезд»),

игры с движениями («Веселые зайчата», «Представьте себе», «Кого боится зайка»),

театрализованные мини – сценки и упражнения и др.

Большое значение в развитии эмоциональности детей играют и художественные мероприятия, проводимые музыкальным руководителем совместно с воспитателями групп.

В данном учебном году были проведены:

Концерт детей ДМШ им М. Балакирева, для детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с музыкальными инструментами»;

Календарные праздники:

«Осенний праздник»,

«Новогодний праздник»,

«Праздник мам и бабушек»,

«Праздник пап»;

Фестиваль «Театральный калейдоскоп» в течение которого:

2-ая младшая группа №7 показала малышам инсценировку р.н.сказки – «Теремок»;

средняя группа №1 показала детям групп № 2,5,7 драматизацию сказок: р.н.с. «Репка» и В. Сутеева «Под грибком»;

старшая группа №3 подготовила и представила детям инсценировки сказок Т. Караманенко «Капризка» и Н. Айвазовой «Сказка о глупом мышонке»;

подготовительная группа показала детям инсценировку сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?»»;

воспитатели показали детям кукольный спектакль ит.н.с. «Ножки не идут»;

родители воспитанников 1-ой младшей группы показали кукольный спектакль по р.н.с. «Колобок»;

гости фестиваля – театральная студия «Мир сказок» представила детям кукольный спектакль по сказке С.Шишкова «Как Маша поссорилась с подушкой».

Во время театральной недели были проведены викторины на темы:

театральные профессии;

театральный этикет;

литературные.

Со старшей и подготовительной группой была проведена экскурсия в Драматический театр, а затем дети смотрели спектакль «Сказки Пушкина», показанный актерами театра.

Проводились тематические занятия:

«День знаний»;

«Мы - солдаты»;

«Как хорош, что есть Театр!».

В данном учебном году дети участвовали в нескольких городских конкурсах:

«Веселые нотки»;

«Пасхальный колокольчик»;

«Марш малышовых войск»;

«Дрозд».

В работе с детьми использовался как программный музыкальный материал, так и дополнительный. Выучено большое количество индивидуальных и общих танцев («Попляшу с мамой» р.н.п. «Ах, вы, сени» (2-ой г.ж.); «Солнышко и дождик» муз. и сл. М. Картушиной (2-ой г.ж.); «Хоровод у елки» муз. Г. Вихаревой (средняя группа); «Снежные колобки» муз. и сл. Г. Вихаревой (младшая, средняя группа); «Танец с погремушками» белор.н.м. «Бульба», сл. М. Картушиной (младшая группа); «Танец с зонтиками» муз. В.Костенко (средняя группа); «Детский бальный танец» муз. Л. Тарлычевой (старшая группа); «Танец с цветами» муз. Ю.Чичкова,

сл. М. Пляцковского (подготовительная группа) и др.), и песен («Настоящий друг» муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского (средняя, старшая группа); «Шелковая кисточка» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского (старшая группа); «Песенка про хомячка» муз. и сл. Л. Абеляна (средняя группа); «Про меня и муравья» муз. Л. Абеляна, сл. В.Степанова (средняя, старшая группа); «Мечты» муз. и сл. Л. Олифировой; «Про сверчка» муз. И.Морозова, сл. А.Коваленкова (подготовительная группа) и др.).

Большое внимание уделялось песенному, танцевальному и игровому творчеству детей, навыки полученные в данном виде музыкальной деятельности использовались при инсценировке сказок и помогали развитию эмоциональности дошкольников.

Результаты нашей работы можно проследить, пользуясь итогами диагностики. За основу взят мониторинг предложенный программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

 

Диагностическое исследование детей проводилось в конце учебного года, были выявлены следующие результаты:

Группа № 2 - ранний возраст (2-ой г.ж.)

Обследовано: 19 человек

Высокий уровень: 58% (Тенигина А., Елгаенкова С., Рус В., Николаева В., Самарина Р.,

Кунавин А., Пузырева В., Черняева П., Моллекер М., Сухов Е.,

Старцева П.)

Средний уровень: 42%

Низкий уровень: 0%

 

Группа № 5 - 1-ая младшая группа (3-ий г.ж.)

Обследовано: 19 человек

Высокий уровень: 21% (Чухманова Н., Костин В., Грушева В., Шарандина Т.)

Средний уровень: 79%

Низкий уровень: 0%

 

 

Группа № 7 - 2-ая младшая группа (4-ый г.ж.)

Обследовано: 19 человек

Высокий уровень: 47% (Антонов А., Лобанов В., Маначинская С., Манешкин М.,

Петрова Т., Казакова С., Клейменова Д., Начкин В., Симонов М.)

Средний уровень: 53%

Низкий уровень: 0%

 

Группа № 1 - средняя группа (5-ый г.ж.)

Обследовано: 20 человек

Высокий уровень: 55% (Березина Д., Булгаков Р., Глазова Д., Кириенкова Н.,

Макарцов К., Михеева Д., Турутин Ж., Шестопалова В.,

Якимова С., Хубулова К., Амосова И.)

Средний уровень: 45%

Низкий уровень: 0%

 

Группа № 6 - средняя группа (5-ый г.ж.)

Обследовано: 20 человек

Высокий уровень: 45% (Барыкина Д., Березина Л., Ефимова Н., Полякова И., Лизун К.,

Виденькина Л., Ванькова К., Гусев М., Воробьева Л., )

Средний уровень: 55%

Низкий уровень: 0%

 

 

Группа № 3 - старшая группа (6-ой г.ж.)

Обследовано: 21 человек

Высокий уровень: 57% (Богданов К., Гарьковенко А., Дубинин Н., Забродин С.,

Казакова Д., Круглова В., Наумова М., Никонова С., Новожилов В.,

Орехова В., Чикина К., Шестопалова Л., Щедрина Д.)

Средний уровень: 43%

Низкий уровень: 0%

 

Группа № 4 – подготовительная к школе группа (7-ой г.ж.)

Обследовано: 23 человека

Высокий уровень: 65% (Балашова Л., Баранников Б., Ганьков Д., Горбунова А.,

Еркин Н., Коряжкина В., Мартемьянова Н., Насонова Н.,

Скворина К., Сустатов В., Сычева С., Панченко л., Титков Е.,

Крылевская Н., Староверова К.)

Средний уровень: 35%

Низкий уровень: 0%

 

Перечисленные выше дети с высоким уровнем развития музыкальности, всегда с интересом относились к музыкальным занятиям, активно участвовали в музыкальных мероприятиях, в различных театральных постановках. Имеют эмоционально - оценочное отношение к музыке и умеют ее охарактеризовывать. Правильно определяют жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывают об общем характере музыки, различают музыку по высоте, длительности, динамике, тембру, а также отличаются хорошей музыкальной памятью, эмоционально передают игровые и музыкальные образы.

Общий показатель групп (обследовано: 141 человек)

Высокий уровень: 71 человек – 50%;

Средний уровень: 70 человек – 50%;

Низкий уровень: 0 человек.

Общий балл групп: 2,8 средний уровень.

Индивидуально-коррекционная работа проводилась на протяжении всего учебного года - с детьми, которые не усваивали или плохо усваивали музыкальный материал, часто болеющие или не посещающие дошкольное учреждение по иной причине, гиперактивные. Индивидуально проводилась так же подготовка отдельных музыкальных номеров используемых затем на художественных мероприятиях.

На протяжении учебного года были разработаны следующие пособия:

Планы перспективный и календарный;

Дополнены новым музыкальным материалом папки-передвижки в родительские уголки, по всем возрастам;

Подготовлена подборка стихов по временам года;

Разработаны консультации для родителей на темы: «Покажите мне спектакль», «Ребенок в мире сказок» и др.;

Разработаны сценарии к праздникам, тематическим занятиям, развлечениям, музыкальным сказкам, проводимым во время учебного года;

Пополнила музыкальную фонотеку новыми записями, музыкальным оформлением к сказкам;

Разработала для воспитателей новые консультации на темы: «Театрализованные игры», «Театр картинок», «Атрибуты необходимые для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» и др.

Разработала планы проектов:

По сказкам В.Сутеева «Под грибком», «Кто сказал «Мяу?»»; «Цыпленок и утенок»;

Фестиваля «Театральный калейдоскоп».

Во время учебного года большая работа проводилась и с родителями детей:

Участвовала в родительских собраниях, рассказывала о требованиях предъявляемых к внешнему виду детей на музыкальных занятиях и задачах по музыкальному воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы;

Привлекали родителей к участию в праздниках, в постановках сказок (подготовка атрибутов, элементов костюмов и др.), в показах кукольных спектаклей;

Проводила индивидуальные беседы с родителями по вопросу музыкального развития ребенка, по поступлению дошкольников в учреждения дополнительного музыкального образования;

Родителям были предложены папки-передвижки с музыкальным материалом, стихами, консультациями;

Педагогом ДМШ им. М.Балакирева – Кирпичовой М.И. проведена беседа: «Рекомендации по подготовке детей к поступлению в ДМШ».

С воспитателями групп:

Обговаривали индивидуальную работу с тем или иным ребенком;

Обсуждали сценарии;

Проводили работу над исполнением ролей на музыкальных мероприятиях;

Обсуждали прошедшие художественные мероприятия;

Совместно готовили пособия для тематических занятий, праздников, развлечений, сказок;

Проводились консультации на темы:

Закрепление задач музыкального воспитания в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.Зацепиной.

«Театр картинок» (опыт работы с младшими дошкольниками, Н.Дорохиной, г. Москва).

«Театрализованные игры» (опыт работы педагога дополнительного образования Е.З.Гольдблант, г. Н.Н.).

«Атрибуты необходимые для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» (из материалов Н.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка»).

«Развитие эмоциональной отзывчивости в театрализованной деятельности».

Хотелось бы сказать большое спасибо за помощь, оказанную в музыкальном развитии детей администрации детского сада, воспитателям, инструктору по физической культуре. Надеюсь на то, что в следующем учебном году наша совместная работа будет еще более плодотворной, качественной и эффективной и будет доставлять радость детям и взрослым.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Комплексно-тематическое планирование на тему «9 мая - День победы»

Комплексно-тематическое планирование на тему «9 мая - День победы» 2 мая 2023, вторник Тема проекта: «Я люблю свою семью» Цель проекта: организация культурных...

Читайте также

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по временам года» Задачи: 1. Систематизировать знания детей о смене времён года. 2. Закрепить названия месяцев...