Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста»

Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается в раннем возрасте.

В раннем возрасте проявляется стремление ребёнка жить общей жизнью со взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребёнка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сворила обед – хорошо вкусно поесть; постирала бельё – приятно одеть чистое платье, рубашку. Ребёнка привлекают дела взрослых, поэтому именно в раннем возрасте начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к труду взрослых.

Слайд 2.

Задачи развития трудовой деятельности ребёнка в раннем возрасте

  • поощрять интерес детей к деятельности взрослых;
  • знакомить детей с тем, что и как делает взрослый и зачем он выполняет те или иные действия;
  • учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Основной целью воспитания уважения к труду взрослых у детей раннего возраста

– является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Слайд 3 Приёмы ознакомления с трудовыми действиями:

  • Наблюдение.
  • Показ.
  • Пояснение.
  • Использование художественных произведений.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Создание игровых и сюрпризных моментов.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеяно, неустойчиво, мы с особой тщательностью отбираем приёмы мотивации к трудовым действиям и руководства деятельности детей.

Известно, что у детей третьего года жизни очень высокоразвита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому мы организовываем наблюдения за работой помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры, врача которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

Слайд 4. Фото.

С наблюдением тесно связан показ. Этот приём используем постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти.

Кроме показа, используем прием пояснения. Детям в простой и понятной форме сообщаем, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если поставим посуду на стол, то будет из чего кушать». Каждое значимое трудовое действие показываем, объясняем и мотивируем в доступной для малышей форме.

Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию.

Слайд 5. Фото.

Создаем игровые и сюрпризные моменты. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь накрыть на стол, накормить, одеть на прогулку и т.д.

В созданной проблемной игровой ситуации игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный, потому что у него болит лапа.

Сам трудовой процесс демонстрируем поэтапно. Малышей детально знакомим с особенностями трудового действия.

Сначала знакомим в сюжетной игровой ситуации с одним трудовым действием (кормим куклу или укладываем спать). Затем объединяем 2-3 трудовых действия, связанных друг с другом (поим кукол чаем, потом моем посуду; варим кашу, затем кормим ею кукол, а потом укладываем спать). Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)

Осуществляя трудовой процесс, мы отбираем необходимое для его осуществления оборудование, показываем детям, чётко называем, хоровым проговариванием, чтобы название лучше запомнилось детям.
Одновременно обращаем внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел фартук или халат, зачем засучил рукава, почему помощник воспитателя вымыла руки перед сервировкой стола, как расположено оборудование на рабочем месте.

Слайд 6.

В игровой сюжетной ситуации на тему «Больница» мы знакомим с трудовыми действиями врача, медсестры; медицинскими инструментами: градусник, шприц, бинт лекарство и их назначением; медицинской одеждой; пополняем словарный запас: «больной», «лечение», «лекарство», «температура».

Слайд 7.

В игровых сюжетных ситуациях с куклами знакомим с трудовыми действиями помощника воспитателя, мамы: укладывает спать, качает, купает, варит, кормит, убирает и т.д. воспроизводить жизненные события, относиться к кукле как к живому существу, вовлекаем в ролевое взаимодействие.

Слайд 8, 9.

В игровых сюжетных ситуациях на тему «Транспорт» знакомим детей с трудовыми действиями шофёра и правилами безопасного проезда на транспорте. Воспитываем интерес к трудовым действиям водителя.

Слайд 10, 11.

В игровой сюжетной ситуации на тему "Парикмахерская" знакомим с трудовыми действиями парикмахера, инструментами необходимыми для работы парикмахера: ножницами, расческой, воспитываем культуру общения.

Слайд 12.

В игровой ситуации на тему «Строитель»

Мы знакомим с трудовыми действиями строителя, учим детей, сооружать постройку несложной конструкции, расширять знания об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей.

Слайд 13.

На каждом этапе формирования игровой ситуации стараемся направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельной игре. Специально организовываем предметно-игровую среду, подбираем игрушки, которые знакомят детей с трудом взрослых. Создаем условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушиться, затем гладить, кормить кукол, сажать в коляски и водить гулять.

Слайд 14.

Связь детского труда с игрой имеет важное значение в раннем возрасте - игровые образы помогают детям выполнять трудовые действия с интересом, что объясняется особенностями мышления.

Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса…

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса изучала правила дорожного движения» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир…

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир ткани и бумаги» Направление: познавательное развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: Учить детей самостоятельно проводить «исследование»...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»