Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Байкал и его обитатели»
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
- Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства озера, об эндемиках Байкала – голомянке и нерпе: особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания.
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения.
- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Оборудование:
- карта озера Байкал;
- картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов;
- картинки голомянки и нерпы;
- спортивные маты;
- магниты, раскраски нерпы, карандаши;
- магнитофон, запись шума волн и крика чаек.
Предварительная работа:
- Беседы об озере Байкал, его обитателях.
- Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.)
Продуктивная деятельность: рисование рыб, нерпы, лепка.
Ход:
Под звуки шума моря и крика чаек воспитатель читает стихотворение:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в не покое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
М.Сергеев.
Сегодня ребята мы с вами поговорим и уточним знания о том, что же интересного мы узнали об удивительном озере Байкал и его обитателях.
Вопросы детям:
- На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц.)
- Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро.)
- Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)
- Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)
- Можно ли пить воду из Байкала? Почему?
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Сергей Вагин.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в рыбок и поиграем.
Физкульминутка:
Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
То опять плывут в воде.
(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Загадаю вам загадку, слушайте внимательно!
1. Что за рыбка-невиличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна-
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка?
Это рыбка-голомянка!
2. Я мальков живых рождаю
И в воде не замерзаю.
А от нерпы спрячусь в ямку,
Моё имя- голомянка.
Воспитатель вешает картинку голомянки на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, что мы знаем о голомянке?
Ответы детей:
- Голомянка живёт только в Байкале.
- Голомянка любит холодную воду до 8 градусов, если температура повышается рыбка гибнет.
- Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная.
- У голомянки есть зубы.
- Ест икринки и планктон.
Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы.
Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы»
На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте перечислим рыб, которых вы выбрали и повесили на магнитную доску.
Воспитатель: Загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:
В снежном логове родится,
Простудится не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может, вы видали сами?
(Нерпа.)
Воспитатель вешает на магнитную доску картинку нерпы.
- Что интересного мы знаем о нерпе?
Ответы детей:
Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.
У нерпы есть ласты и хвост.
У нерпы рождаются детёныши-бельки.
Нерпа спит в воде.
Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
- Почему нерпа толстая?
Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.
- Что такое продух?
Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.
У нас будут острова (несколько матов), на которых будет нерпа отдыхать.
Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».
(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).)
Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.
После окончания игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.
Читайте также |
---|
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…
Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…
Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...