НОД в старшей группе «Зимние чудеса»
Программное содержание:
- Способствовать созданию эмоционально-положительной обстановки в группе.
- Развивать доверительные отношения между детьми и взрослым.
- Продолжать учить детей работать вместе, сообща.
- Закреплять представление детей о зиме.
- Пополнять словарный запас детей и совершенствовать грамматическое оформление речи. Уметь называть признаки и действия предмета, обогащать речь прилагательными и глаголами.
- Закреплять умение подбирать однокоренные слова, определения, сравнения.
- Закреплять умение соотносить число и цифру.
- Закреплять умение детей в составлении целой картины из отдельных частей.
- Развивать память, внимание, творческое мышление, воображение, тактильное восприятие.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
- Воспитывать любовь к природе, к прекрасному.
- Закреплять умение детей тонировать бумагу.
Материалы:
- Иллюстрации с изображением диких животных в зимнем лесу, зимних забав и др.
- Ленточки со снежинками, деревянные цифры от 1 до 8, веер с цифрами до 10.
- Снежинки с нарисованными для счета точками от 1 до 8.
- Разрезанный на 4 части лист ватмана (на котором свечой нарисован зимний пейзаж).
- Клеенки, баночки с разведенной гуашью, кисти, салфетки, подносы.
Подготовка:
На каждом столе все необходимое для рисования. Напротив столов – магнитная доска. С одной стороны групповой комнаты стоит мольберт, за ним - стол на котором лежат иллюстрации и ленточки со снежинками. С другой стороны накрытый тряпочной салфеткой поднос с цифрами, напротив него такой же поднос с цифровыми веерами. В углу комнаты находится небольшой стол, на котором лежит разрезанный на четыре части лист ватмана. Все накрыто покрывалом.
Звучит музыка. Воспитатель в костюме феи входит в группу.
- Здравствуйте, ребята! Я – зимняя фея. Вы, конечно, догадались, что моё любимое время года – зима. А кто скажет, какое время года сейчас? Конечно, зима. А вам нравится зима? Чем она вам нравится? (Фея выслушивает ответы детей.) А что происходит зимой с животными? (Медведь впадает в спячку – он спит в берлоге, заяц меняет серый окрас на белый, голодный волк ходит в поисках добычи и т.д.)
- Да, правильно! Ребята, вы, конечно, знаете, что когда животные ходят зимой по снегу, они оставляют следы. Представьте: по снегу пробежал заяц. Как мы назовем след зайца? (Заячий.)
- А след лисы? (Лисий.)
- След волка? (Волчий.)
- Правильно, ребята! А теперь походим как лиса; попрыгаем как заяц. А покажем, как ходит голодный волк?
- Очень хорошо, ребята. А сейчас поиграем с вами вот как. Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Итак, внимание: ёлка, лиса, заяц, волк, снеговик.
- Повторите, какие слова я назвала? (Дети по памяти называют слова.)
- Молодцы. А теперь назовём эти слова, только ласково. (Ёлочка, лисичка, снеговичек и т.д.) Повторим их ещё раз, но со словом «много». (Много: ёлок, снеговиков, волков, лис, зайцев.)
- Прекрасно. А сейчас я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а вы добавлять подходящие слова. Причём все эти слова связаны со словом «снег». С каким словом будут связаны слова? Итак, внимание:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою).
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью … (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … (снежком).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка - … (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег).
(Если дети не могут подобрать слово, фея повторяет ещё раз последние две строки, делая ударение на последнем слове первой строки, а в конце второй строки произносит первый слог слова.)
- Ребята, какие слова мы добавляли?
- На какое слово они все похожи? (На слово «снег».)
- Превосходно! А вам нравится, когда зимой много снега? А как сказать, что происходит со снегом в солнечный морозный день, что он делает? (Сверкает, блестит, искрится, переливается, хрустит.)
- Правильно. А если снег сверкает, то, как мы скажем, какой он? (Сверкающий.) А если блестит? (Блестящий.) А ещё какой? (Искристый, переливающийся, хрустящий.)
- А вот послушайте и скажите, с чем сравнивается снег в четверостишии, которое я сейчас прочитаю:
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю спустилось.
- С чем сравнивается снег? Правильно, с белым одеялом. А с чем ещё можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? (С покрывалом, скатертью.)
- А как вы понимаете выражение строки «С неба на землю спустилось»? Конечно, это падали снежинки, много снежинок.
- А что делают снежинки, когда дует ветерок? (Летят, порхают, кружатся.)
- Ребята, вы, конечно же, знаете, что все феи умеют делать чудеса. Сейчас я взмахну рукой и подую как ветерок, а вы превратитесь в маленькие, беленькие, пушистые снежинки. (Фея раздаёт детям спиральки со снежинками. Детям предлагается музыкально-танцевальная импровизация.)
Фея говорит:
- Летали снежинки, кружились и собрались в один общий хоровод. Молодцы. Теперь положим свои снежинки в центр круга. Вот какой красивый и большой сугроб получился.
А сейчас представьте, что маленькая снежинка упала вам на ладошку. Мы сделаем носом глубокий вдох, а затем длинный выдох, и попробуем тихонько сдуть снежинку. Хорошо!
А теперь, представим, что снежинки упали на ладошки, на рукава одежды, на плечи. Сделаем носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая снежинки. Молодцы, все справились.
А сейчас мы подойдём к сугробу, под которым лежат волшебные льдинки, похожие на цифры. И поиграем в интересную игру. (Фея подводит детей к подносу, накрытому серебристой тканью, под которой лежат вырезанные цифры от 1 до 8.)
- Надо, не подглядывая, выбрать одну льдинку, но не доставать её, а угадать на ощупь, на какую же цифру она похожа. Попробуем угадать?
Дети по очереди угадывают цифры. Фея помогает, в зависимости от ситуации. Затем ребёнок показывает угаданную цифру всем детям.
- Ребята, Аня правильно угадала? Верно, это цифра один. Молодец, Аня! (и т.д.).
- А сейчас положим льдинки обратно, пока они не растаяли, и возьмём по одному вееру с цифрами. (Фея помотает детям взять себе по вееру.)
- Поиграем в такую игру. У меня в волшебном мешочке лежат снежинки. Сейчас они перед вами будут летать, порхать, кружиться. На каждой из них имеются точки. Пока снежинка летит, попробуйте посчитать, сколько на ней точек и поднимите цифру, равную количеству точек на снежинке. Будьте внимательны. (Фея в медленном движении слева на право или снизу-вверх показывает детям снежинку, на которой изображено определённое количество точек. Дети поднимают нужную цифру.)
- Превосходно. Все справились с этой задачей. Положим веер с цифрами на поднос.
- Ребята, а ведь у меня для вас есть сюрприз. Мне хочется подарить вам картину, на которой изображена зима.
(Фея откидывает покрывало на подносе.)
- Ой, а что это за картинки, на которых даже ничего не видно? Ну, конечно, наверное, это тётушка – метель пошутила над нами. Разорвала картину, заколдовала и перепутала все изображения! Что же нам теперь делать? (Фея слушает ответы детей.)
- Да, нам надо собрать картину. Но прежде, чем мы её соберём, нам надо расколдовать каждый кусочек. Но не будем огорчаться, мы справимся! Ведь у нас есть волшебные краски, которые помогут увидеть, что там было изображено.
- Встаньте по два человека около каждого стола, где находятся волшебные краски. У вас будет одна картинка на двоих. Сейчас мы с вами станем необыкновенными художниками. Надо аккуратно, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка, закрасить картинки волшебной краской. И тогда мы сможем увидеть, что же на них изображено.
- Ребята, каким цветом мы будем закрашивать картинки? (Синим.) А почему синим? Конечно, потому что это холодный цвет, цвет зимы. Но у нас не просто синий цвет. А какой? Конечно, серебристо-синий. Но у зимы ещё много красок: и фиолетовый, и голубой, и белый, и даже красный с розовым, если мы хотим нарисовать закат или восход солнца. Но эти цвета мы используем в следующий раз. А сейчас приступим к работе. Расколдовать картинки надо вместе, тихо и не толкаясь. Закрашиваем сверху вниз, каждый со своей стороны. А потом ваши кисточки встретятся.
- Я уверена, что у нас всё получится.
(Играет спокойная мелодия, дети тонируют бумагу. У каждого начинает проявляться рисунок.)
- Молодцы! Каждая пара расколдовала свою часть картины.
- Саша и Паша, что нарисовано на вашей части от картины? (На нашей части от картины нарисована лиса и половина ёлки).
(Фея выслушивает ответы детей.)
После говорит:
- Очень хорошо, ребята! Картинки расколдовали, что на них нарисовано – рассмотрели. А теперь пришло время собрать целую картину. Аккуратно возьмите картинки и подойдите ко мне, но ведите себя тихо, потому что волшебство может исчезнуть. Молодцы. А сейчас мы с вами поставим каждый кусочек картины на своё место.
- Посмотрите внимательно на свои картинки и подумайте, где они должны находиться, куда вы их прикрепите?
(Дети наподобие пазла собирают картину. Фея помогает прикрепить её к доске.)
- Ребята, вот картина, которую я несла вам в подарок! Спасибо, что помогли мне её расколдовать! Какое время года здесь изображено? (Зима). Как вы догадались? (Падает снег, он лежит на крыше дома и на ёлке, на дорогах сугробы, около ёлки стоит снеговик; у зайца белая шубка; снег искрится и переливается.)
Фея рассматривает с детьми картинку. После говорит:
- Понравилась вам картина? Хорошо! Мне очень приятно это слышать! Вы все вместе старались, помогали друг другу, поэтому у нас всё получилось. И позанимались весело и картину расколдовали. Она теперь останется у вас и будет напоминать о нашей встрече.
Ну а мне пора уходить. А на прощанье я приготовила для вас маленький сюрприз (фея раздает детям снежинки с конфетами). До новых встреч! До свидания!
(Звучит музыка. Фея уходит.)
Читайте также |
---|
Материал по лексической теме «Елочные игрушки»
Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...
Проект «7 апреля – День здоровья»
Проект «7 апреля – День здоровья»