Конспект интегрированного занятия по экологии и изобразительной деятельности «Красногрудые снегири»
В старшей группе
Цели:
- Уточнить и расширить знания детей о птицах, их разнообразии, особенностях строения клювов, способах питания.
- Учить решать познавательные задачи, делать выводы.
- Развивать эстетическое восприятие прекрасного.
Определение познавательной задачи:
Почему у снегиря клюв толстый, а у синицы тонкий?
Воспитатель во время беседы обращает внимание детей на разное строение и форму клювов птиц.
Первичный анализ, выдвижение версии:
У разных птиц разное строение клювов. Вероятно, эти птицы по-разному питаются.
Отбор способа проверки:
Беседа с использованием наглядных материалов
Интеграция в область «Художественное творчество» Рисование.
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить раскрашивать птиц в пределах контура.
- Закреплять навыки рисования красками.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность и образное восприятие мира.
- Развивать мелкую моторику руки для подготовки к последующему обучению письму.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Бумага, изображения снегирей в природе, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Надеюсь, Вы прекрасно помните, что с нами в городе остались лишь зимующие птицы. Давайте перечислим их.
Дети называют птиц (Воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы и т.д.)
Воспитатель:
- Вы совершенно правы, но более подробно мы поговорим о 2 птицах. Каких? На этот вопрос Вы узнаете ответ, отгадав загадки.
Загадка 1
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость…(Синица.)
Загадка 2
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – …(Снегиря.)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно на фото. Какая птица на нем изображена? По каким признакам Вы отличили синицу от других птиц?
Дети: (Определенная окраска оперения, размер, форма клюва и т.п.)
Воспитатель:
- Чем питается синица? Какая у нее форма и строение клюва?
Дети отвечают (клюв узкий тонкий).
Воспитатель:
- Ребята, а Вы знаете, британские ученые и обнаружили интересный факт: клюв больших синиц длиннее летом и короче зимой (это зависит от роста и изнашивания его рогового покрытия). Синице, видимо, летом гусениц удобнее хватать длинным тонким клювом, а зимой подбирать семена коротким. И в неволе длинноклювые лучше справляются с мясными червями, а короткоклювые - с буковыми семенами.
Ученые обнаружили также, что осенью, когда синицы переходят кормится с деревьев на землю, существует зависимость между высотой, на которой они кормятся, и длинной клюва. Чем ниже они питаются, тем короче клюв.
При этом оказалось, что у самок клюв обычно был более тонкий и они кормятся выше. И видимо, не по своей воле: более крупные самцы оттесняют их с земли, богато усыпанной семенами.
А какая птица изображена на этом фото? По какому отличительному признаку вы узнали снегиря?
Дети: (характерная окраска оперения, размер, строение тела, форма клюва и т.п.)
Воспитатель:
- Что является излюбленным лакомством снегиря? Какая форма клюва у снегиря?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к мысли о том, что разные формы клювов обусловлены различными способами питания.
Анализ результатов:
- Тонким клювом удобнее добираться до насекомых, более короткий клювом.
Вывод:
- Мы беседовали о птицах, строении и форме клювов, способах питания. Почему же у снегиря и синицы клювы отличаются? Одни птицы насекомоядные – их клюв узкий, тонкий. Другие питаются зернами, их клюв короткий и толстый. Именно способ питания определяет форму и строение клюва. Иногда (как у синицы) клюв меняется от времени года и высоты, на которой они кормятся. Ребята, пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка «Птички»
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот кормушечки. Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель:
- Ребята, мы узнали много интересного о снегирях. Предлагаю Вам нарисовать этих прекрасных птиц. Для этого у Вас есть все необходимое. Для работы мы будем использовать шаблон, а более мелкие детали: головку, крылья, грудку, лапки, клюв Вы будете выполнять самостоятельно. Перед Вами изображение снегирей в природе, оно поможет определиться с выбором правильного цвета. Для получения серого цвета воспользуйтесь палитрой: надо смешать белую и черную краски.
Подведение итогов: Работы у всех получились разные и интересные. Мы обязательно выставим их на наш стенд, чтобы родители полюбовались Вашими зимними птицами.
Использованные источники:
- Загадка о синице http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-sinitsu.html
- Загадка о снегире http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-snegirya.html
- Физкультминутка http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/14
Читайте также |
---|
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...