Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Живое – неживое»
Программное содержание:
1. Закрепить представление о том, что растение – это живая природа. Выделить признаки.
2. Подвести к пониманию участия растений в обмене процессе.
3. Формировать экологическое сознание.
4. Развивать аналитические способности.
5. Продолжать учить кодировать информацию, используя символы.
6. Воспитывать желание быть полезным.
Материалы к занятию: карточки – схемы, конверт с письмом
Предварительная работа:
Посадка семян подсолнуха и тыквы, наблюдение за ростом.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и увидела на окошке конверт, давайте посмотри , что же в нем.
«Ребята, помогите нам разобраться. Семена растений можно назвать живыми? Мальвина и Буратино».
Поможем им? Но сначала вспомним , что такое живой организм? Почему мы человека называем живым?
Дети: Живой организм, это когда питается, растет, двигается. Человек растет, двигается, питается, развивается – он живой.
Вывод: живое – это то , что растет, питается , дышит, двигается , размножается, дает плоды.
Воспитатель: Теперь разберемся – наши семена живые или неживые. Мы посадили семена в землю, что произошло с ними?
Дети: семена, которые мы посадили в землю проросли и дали первые листочки.
Воспитатель: Что же мы напишем Мальвине с Буратиной ?
Дети: семена живые , так как они растут.
Воспитатель : давайте зарисуем этот момент жизни. (схема на наборном полотне)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно для роста растений, чтобы они были красивыми?
Дети: Мы их поливаем, подкармливаем.
Воспитатель: чтобы растениям быть здоровыми, хорошо расти, они должны питаться. Зарисуем этот момент.
Воспитатель: а, что происходит с нашими растениями дальше? (картинки подсолнуха и тыквы)
Дети: они растут , а потом зацветают.
Воспитатель: а растут они не одинаково? Давайте сравним.
Дети: подсолнух растет вверх, цветы у него крупные . Тыква стелется , цветы у нее, как колокольчики.
Воспитатель: у подсолнуха корзинка полна мелких цветов, столько и будет семечек. Давайте изобразим рост растений. ( карточка)
Ребята, а можно сказать, что подсолнух двигается или нет? ( Высказывание детей)
Воспитатель: да все растения двигаются, только не так как люди или животные. (нарисуем карточку)
Воспитатель: подумайте и скажите, кто нибудь помогает получать плоды. Что такое плод? (версии детей)
Воспитатель: что вы, можете услышать, если встать рядом с цветущими растениями.
Дети: жжужание пчел, шмелей, мух.
Воспитатель: как вы, думаете, что их привлекает к цветам?
Дети: красота цветов.
Воспитатель: да , молодцы, красота цветов. Наклонитесь и глубоко вздохните, что вы почувствовали?
Дети: запах.
Воспитатель: все растения имеют свой запах. На запах слетаются насекомые. Они достают своими хоботками нектар, сладкий сок, которым они питаются, а пыльца прилипает к их лапкам. Перелетая с листка на листок они переносят пыльцу. Опыляя растения, они помогают образованию плодов. Если растение не опыляется, то плоды не образуется. Теперь мы знаем, как появляются плоды. А скажите, сразу ли появляется большая тыква?
Дети: она сначала маленькая, потом растет.
Воспитатель: подсолнечник растет также. Осенью мы видим, как в шляпке сидят серо-черные детки – семечки. Значит растения приносят плоды, которые можно посадить.
Теперь , рассмотрим нашу таблицу. Семена подсолнуха и тыквы живые, с ними нужно бережно обращаться. Их надо посадить в землю, подкармливать и поливать. Цветы разные, имеют запах. На этот запах слетаются насекомые, лакомятся нектаром. Перелетая с листка на листок, они опыляют растение. Осенью появляются плоды.
Есть у растений еще одно свойство. Ночью они дышат кислородом и выделяют углекислый газ. А днем под воздействием солнца они выделяют кислород, а углекислый газ поглащают.
Давайте сделаем вывод: живые или неживые тыква и подсолнечник. ( с использованием таблицы дети доказывают).
Игра « Живое – неживое»
Воспитатель: у каждого у вас есть карточки с изображением живых и неживых объектов, надо правильно положить эти объекты. (задача правильно разложить объекты, аргументируя свой ответ) (дети доказывают и ложат картинки)
Воспитатель: ребята, нас окружает воздух. Мы видим его? Какой он?
Дети : воздух прозрачный, мы его не видим.
Воспитатель: мы вздыхаем кислород, а выделяем углекислый газ. И так постоянно. Нам помогают дышать растения.как мы должны относится к растениям, чтобы себе и им не навредить?
Дети: если не будет растений мы погибнем. Мы должны бережно к ним относится, ухаживать за ними.
Воспитатель: дети мы сегодня помогли Буратино и Мальвине разрешить проблему. Давайте соберем схем и отправим им в сказку, чтобы они знали и смогли определить живые и неживие объекты.
Используемая литература:
- «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г.Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 - 24
- С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.
- С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
- Николаева С.Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
- Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. Ульяновск 1999 г.
Читайте также |
---|
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы
Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...