Комплексное занятие по теме «Древнерусский быт»
для детей старшей группы

Каждый народ имеет свою культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.

Люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность.

Сегодня идет активный поиск новых методов музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без компонента – народная культура.

Цель занятия – формирование культурного развития личности.

Задачи:

- прививать интерес к народной культуре, уважение к традициям;

- развивать память, мышление, ритмический и музыкальный слух;

- прививать навыки игры на деревянных ложках;

- прививать навыки художественной росписи (хохломская роспись);

- закреплять представления о русском народном костюме, предметах быта, русском танце;

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

- воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками через игровую деятельность.

 

Дети входят в зал. Их встречает воспитатель и музыкальный руководитель.

Проводится игра «Кто у нас хороший» (р.н. игра)

Воспитатель: Молодцы ребятишки! (в уголок «Изба») Ой, а что там? Давайте вместе посмотрим. (Подходят к Избе).

Воспитатель: А дома ли хозяева?

Выходит, Хозяйка.

Хозяйка: Дома. Проходите, гости дорогие (кланяется). Рада видеть вас в своей русской избе. Хочу рассказать вам - как раньше люди жили, как работали и как отдыхали.

Дети садятся на скамью.

Хозяйка: здесь у меня для вас столько всего интересного.

Дети рассматривают обстановку.

Воспитатель: Расскажи нам хозяюшка.

Хозяйка: сначала ребятки отгадайте мои загадки. А загадки не простые – все отгадки есть в моей избе.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет.  (Самовар.)

 

То она 
Печёт блины, 
То показывает 
Сны.  (печка) (рассказать, что на печи еще и спали)

 

У неё одна нога,
Ох, горячая она. (Кочерга)

 

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко 
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в … (Кувшине.)

 

Походить бы по двору-
Все соринки соберу,

Но сама ходить не может,
Ждёт, когда ей кто поможет. (Метла.)

 

Мягкое новое,
После бани,
На плечах
У Вани - Тани. (Полотенце.)

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено.

Хозяйка: ой, молодцы! вот столько предметов. А в каких сказках упоминается об этих предметах (Лиса и журавль, Баба-яга, Емеля, о Попе и…)

Хозяйка: отдохнуть бы надо. У вас-то игрушек много. Раньше игрушек, таких как у вас не было. Вы знаете, в какие игры дети играли?

Игра «Кострома», «Две тетери» (русские народные игры)

После игр дети занимают свои места на скамейках

Хозяйка: А вот, мы что-то забыли. Еще одну загадку отгадайте.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

(Ложка.)

Хозяйка достает нерасписную ложку.

Хозяйка: на Руси ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами.

если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. (достает расписную посуду – ложки, тарелку, доску)

Хозяйка: А вот они какие. Ложки расписные. Расписывают вручную настоящие художники. А может кто-нибудь из вас знает, какой это вид росписи? (хохломская) а какие виды росписи вы знаете? (Городецкая. Гжель и т.д.)

Хозяйка: А еще, ложки можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (стучит ложками). Давайте попробуем (раздает детям ложки).

Дети играют на ложках.

Хозяйка: Вот, молодцы!

Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, рассказала ребятам, как работал русский народ и как отдыхал…

Хозяйка: А еще и одевались по-другому. (Разбираем народный костюм. Хозяюшка демонстрирует кукол в народных костюмах и рассказывает об элементах костюма)

Виды головных уборов: лента, венок, кокошник, кичка, платок

Женская одежда: Рубаха, сарафан, юбка, передник, коротена, душегрея.

Мужской костюм: рубаха штаны пояс (кушак)

Хозяйка: А сейчас я хочу вам предложить создать для себя элемент народного костюма.

Девочки – головной убор кокошник

Мальчики – пояс кушак

Дети рисуют (хохломская роспись)

(на ранее заготовленных из черного картона кокошниках и кушаках)

Можно использовать нетрадиционные техники рисования, например, ватными палочками

Хозяйка: А теперь надевайте ваши костюмы.

Танец исполняют дети «Коробейники»

Хозяйка: Молодцы! Вам понравилось в моей избе?

Воспитатель: Спасибо, нам понравилось.

Хозяйка: (выносит каравай) Спасибо и вам, гости дорогие, примите это угощенье от меня.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников»

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников» Ведущий 1.Солнце ласково сияет в небе Ветерок играет с листвой Но, а мы сегодня...

Читайте также

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...