Комплексное занятие по теме «Древнерусский быт»
для детей старшей группы
Каждый народ имеет свою культуру. С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.
Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.
Люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность.
Сегодня идет активный поиск новых методов музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без компонента – народная культура.
Цель занятия – формирование культурного развития личности.
Задачи:
- прививать интерес к народной культуре, уважение к традициям;
- развивать память, мышление, ритмический и музыкальный слух;
- прививать навыки игры на деревянных ложках;
- прививать навыки художественной росписи (хохломская роспись);
- закреплять представления о русском народном костюме, предметах быта, русском танце;
- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
- воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками через игровую деятельность.
Дети входят в зал. Их встречает воспитатель и музыкальный руководитель.
Проводится игра «Кто у нас хороший» (р.н. игра)
Воспитатель: Молодцы ребятишки! (в уголок «Изба») Ой, а что там? Давайте вместе посмотрим. (Подходят к Избе).
Воспитатель: А дома ли хозяева?
Выходит, Хозяйка.
Хозяйка: Дома. Проходите, гости дорогие (кланяется). Рада видеть вас в своей русской избе. Хочу рассказать вам - как раньше люди жили, как работали и как отдыхали.
Дети садятся на скамью.
Хозяйка: здесь у меня для вас столько всего интересного.
Дети рассматривают обстановку.
Воспитатель: Расскажи нам хозяюшка.
Хозяйка: сначала ребятки отгадайте мои загадки. А загадки не простые – все отгадки есть в моей избе.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет. (Самовар.)
То она
Печёт блины,
То показывает
Сны. (печка) (рассказать, что на печи еще и спали)
У неё одна нога,
Ох, горячая она. (Кочерга)
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в … (Кувшине.)
Походить бы по двору-
Все соринки соберу,
Но сама ходить не может,
Ждёт, когда ей кто поможет. (Метла.)
Мягкое новое,
После бани,
На плечах
У Вани - Тани. (Полотенце.)
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка) приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью
– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)
Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено.
Хозяйка: ой, молодцы! вот столько предметов. А в каких сказках упоминается об этих предметах (Лиса и журавль, Баба-яга, Емеля, о Попе и…)
Хозяйка: отдохнуть бы надо. У вас-то игрушек много. Раньше игрушек, таких как у вас не было. Вы знаете, в какие игры дети играли?
Игра «Кострома», «Две тетери» (русские народные игры)
После игр дети занимают свои места на скамейках
Хозяйка: А вот, мы что-то забыли. Еще одну загадку отгадайте.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
(Ложка.)
Хозяйка достает нерасписную ложку.
Хозяйка: на Руси ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами.
если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. (достает расписную посуду – ложки, тарелку, доску)
Хозяйка: А вот они какие. Ложки расписные. Расписывают вручную настоящие художники. А может кто-нибудь из вас знает, какой это вид росписи? (хохломская) а какие виды росписи вы знаете? (Городецкая. Гжель и т.д.)
Хозяйка: А еще, ложки можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (стучит ложками). Давайте попробуем (раздает детям ложки).
Дети играют на ложках.
Хозяйка: Вот, молодцы!
Воспитатель: Спасибо, хозяюшка, рассказала ребятам, как работал русский народ и как отдыхал…
Хозяйка: А еще и одевались по-другому. (Разбираем народный костюм. Хозяюшка демонстрирует кукол в народных костюмах и рассказывает об элементах костюма)
Виды головных уборов: лента, венок, кокошник, кичка, платок
Женская одежда: Рубаха, сарафан, юбка, передник, коротена, душегрея.
Мужской костюм: рубаха штаны пояс (кушак)
Хозяйка: А сейчас я хочу вам предложить создать для себя элемент народного костюма.
Девочки – головной убор кокошник
Мальчики – пояс кушак
Дети рисуют (хохломская роспись)
(на ранее заготовленных из черного картона кокошниках и кушаках)
Можно использовать нетрадиционные техники рисования, например, ватными палочками
Хозяйка: А теперь надевайте ваши костюмы.
Танец исполняют дети «Коробейники»
Хозяйка: Молодцы! Вам понравилось в моей избе?
Воспитатель: Спасибо, нам понравилось.
Хозяйка: (выносит каравай) Спасибо и вам, гости дорогие, примите это угощенье от меня.
Читайте также |
---|
Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…
Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...
Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников»
Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников» Ведущий 1.Солнце ласково сияет в небе Ветерок играет с листвой Но, а мы сегодня...