Комплексное познавательное занятие в подготовительной группе
«С кем дружит ель»
Задачи:
1. Сформировать первоначальное представление о пищевых связях (взаимодействие друг с другом живых существ).
2. Обобщить и расширить знания детей о животных хвойного леса. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели.
3. Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных. Воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
4. Развивать устную речь, мышление, воображение, внимание, артистичность.
5. Учить подбирать по смыслу слова близкие и противоположные по смыслу. Расширить представления о многозначных словах, называть признаки и действия предметов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.
Вдруг в зал влетает ворона.
Ворона: Кар, Кар, Кар я сюда попала?
Воспитатель: А куда тебе нужно попасть ворона?
Ворона: Я ищу детский сад "Золотой лужок".
Воспитатель: Так это же мы. Зачем мы тебе нужны, Каркуша?
Ворона: У меня есть письмо адресованное мальчикам и девочкам 4 группы из Африки.
Воспитатель: Из Африки? От кого?
Ворона: От мартышки, удава и слоненка.
Воспитатель: Давай скорей, Каркуша. Спасибо. Что же там у наших друзей случилось.
Ворона: Ну, ладно, мне пора. У меня есть еще письма для другого детского сада. Читают: «Дорогие мальчики и девочки 4 группы. Пишут вам любимые друзья из мультфильма. Мы живем в Африке. И никогда не видели зеленую красивую ель. А как бы нам хотелось увидеть. Помогите нам, пожалуйста. Мартышка, удав и слон».
Воспитатель: Что же нам делать ребята, как нам помочь мартышке (проблемная ситуация), (фотографии, видео). Мария Федоровна у нас есть фотоаппарат в детском саду?
Заведующая: Не только фотоаппарат, но и видеокамера. Мы вам поможем, а вы потом пошлите фотографии в Африку.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо.
Воспитатель: Значит, нам нужно отправиться в лес. Но на чем же мы поедем? (Проблемная ситуация.)
Дети предлагают на конях.
Воспитатель: А давайте поедем в лес на необычный, на зимних конях! Хотите узнать какие они?
Вот первый конь (звучит музыка).
- Да, это декабрь, он начинает зиму.
- Кто знает пословицу?
Ребенок: Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.
- А это мой средний брат январь (вверху картинки кроссворда - дети пишут буквы).
Ребенок: Январь - всей зимы государь.
- А это мой младший брат февраль.
- А сейчас, какой месяц? (февраль).
- Кто знает пословицу о феврале?
- Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый?
- Садимся на наших коней и поехали в зимний лес, где растут зеленые ели.
Песня "Три белых коня".
По окончанию песни встаем, открывается занавес.
Воспитатель:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой дня
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
Ребята, а давайте поиграем, я превращаюсь в лесовичка, а вы мои гости.
Лесовичек: Кто это нарушает мой зимний покой?
Ребенок: Ой, а кто вы?
- Я лесовичек, хозяин леса. Зачем вы сюда пришли?
Дети: Мы хотим помочь мартышке сфотографировать зимний лес, а особенно ели и фотографии отослать в Африку.
Лесовичек: Хорошо я пущу вас в зимний лес, но сначала скажите, как надо вести себя в лесу. (Правила поведения в зимнем лесу).
Лесовичек: У меня есть волшебное солнышко. На нем вопросы - лучики. Ответите на них, пущу в лес, составляем коллаж по загадкам.
1. Похоже на пирамидку: внизу ветви крупные, длинные, вверху небольшие, тонкие (ель).
2. У какого дерева ствол белый (береза).
3. Высокое, стройное дерево. Похоже на мачту. Ствол желто - красный или бурый. Ветви только на вершине (сосна).
4. С каким деревом можно спутать ель? (лиственница).
5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова).
6. Блещет в речке чистой, стенкой серебристой (рыба) - Что с ней сейчас зимой?
7. Косолапые (лапы) ноги, сидят в берлоге, догадайся и ответь. Кто же это? (медведь) - что сейчас зимой медведь делает?
8. Не барашек, а не кот
Носит шубку круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета
9. Шуба - иголки
Свернется он колкий
Рукой не возьмешь
Кто же это?
- Вот и получился у нас зимний лес.
- Много знаете о моих лесных богатствах.
- Прошу заходите. Давайте подышим свежим воздухом (имитация).
- А почему так легко дышится (чистый воздух) - чем он отличается (деревьями).
- Пахнет елью. Кто мне скажет ель - это какое дерево? (хвойное) А что это у елочки? (хвоя) Хвоя - это что? (листочки) хвоя у елочки не вечная, ведь хвоя через каждые 5 - 7 лет отслуживает свою службу, отпадают, но не все сразу, поэтому не заметно, но только желтые иголочки на земле выдают тайну ели (показываю)
- А еще какие хвойные деревья вы знаете? Перечисляют. Картинки ели и сосны, ветки.
- А вы знаете, как отличить ель от сосны? (ствол, хвоя, шишки).
- Чем отличаются иголки сосны от иголок ели? (у первой они длинные, у второй короткие).
- Чем похожи все иголки? (они тонкие, острые, гладкие, колючие).
- Какие вы знаете иголки? (швейные, еловые, сосновые, медицинские).
Отгадайте загадку:
Весь колючками оброс
Всем я будто бы хорош
А руками не возьмешь
Все зовут меня - Колючий еж.
- Ежик вам принес задание. Он хочет посмотреть, какие вы внимательные и умелые, и как вы сможете отличить ветку ели и сосны и продолжить ряд хвоинок правильно. Молодцы.
- Ребята, давайте поиграем.
Ели на опушке
До небес макушки...
- Ребята, а у нашей елочки есть друзья и ей не скучно одной в лесу. А по - моему мы их знаем, ребята, отгадайте загадку:
- Нос на перекос, птица шишки потрошит, только шелуха летит. (Клест)
Клесты вьют зимой теплые гнезда из еловых веток и птенцов выводят).
- А почему клесты выводят птенцов зимой?
- Почему их называют «Северные попугайчиками».
- Кто кормит малышей – птенцов?
- Клесты – то морозов не бояться, а вот я что-то замерзла. Хотите поиграть, выходите.
Игра «Снеговик»
Воспитатель: А к нам сейчас придет друг елки, но в начале мы с вами отгадаем загадку – кроссворд:
Малина.
Грибы.
Шишка.
Крапива.
Сова.
1. Стоит Антошка на одной ножке
Все его ищут а он не откликается.
2. Живет в лесу, ухает как разбойник
Люди ее бояться.
А она людей не боится (Сова).
3. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень бусы любят эти
Дети, птицы и медведи (Малина).
4. Злая как волчица
Жжется, как горчица!
Что за диво: Это же (Крапива).
- А вот и белочка. Я тоже дружу с елью? Слова белочки. Рассказываем о белочке. Ежик вам принес кроссворд, соединим цифры по порядку и узнаем, что он нам принес?
- А кто знает этих маленьких птичек? Сибирской тайги (Королек).
- Почему их так называют? Как корольки помогают нашей елке? Посмотрите сколько друзей у ели. Всем она нужна, да и они ей нужны. Какую пользу ель приносит для зимующих птиц и зверей (ель дает пищу (семена). Еловые лапы укрывают зверей от врагов и трескучего мороза.
- А друзья ели какую пользу самой ели приносят? (Разносят семена.)
- Ребята, вы такие дружные, умные и веселые и ель хочет, чтобы вы нарисовали ее на память. Здесь под елью у меня лежали листочки и они намокли от снега. (Елку будем рисовать пальцами.)
Игра «Наоборот»
Давайте, наши елочки поставим у этой красавицы. Поставили! А там Домовенок – Ой, кто это? Да это же домовенок Кузя. Как ты сюда попал?
Домовенок: Меня баба яга украла от Наташи. Домой не могу попасть, она меня заколдовала сказала, придумаешь много слов от слова апельсин, отпущу домой, а я не умею (плачет).
Воспитатель: Ребята давайте освободим Кузеньку, ведь он домовенок должен сидеть дома, а не в лесу, он же не лесовичек.
Домовенок: Я хочу к своей Наташе (отгадываем).
Воспитатель: Пошли с нами в детский сад Кузя.
Домовенок: Конечно, за то, что вы меня освободили от Бабы Яги, я вам подарю орешки, только я забыл от какого они дерева. Да это кедровые орешки. Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад и фотографий у нас много и рисунков, скорей садимся на наших коней зимних и в путь. В лесу красота и покой, а нам пора возвращаться домой. Ну, вот мы и дома. Ну что ребята вы помогли Мартышке? Да не только лес, но и друзей ели, да еще и домовенка спасли от Бабы Яги. А вам пришла посылка от ваших друзей (бананы). Ребята, надо нашим друзьям послать в Африку не только фотографии и рисунки, но и орешки кедровые, у них же нет таких орешек. Согласны? До свиданья всем гостям!
Читайте также |
---|
Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих…
Самомассаж для дошкольного возраста с использованием природных материалов и сухих бассейнов В настоящее время проблема здоровья детей - одна из самых...
Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы»
Конспект НОД ФЭМП в средней группе «Учимся сравнивать предметы» Цель: развить и закрепить навык различать цвет, форму и размер предметов. Задачи: Научить детей...
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»