«Аулак»
Итоговое занятие по самообразованию
Цели: Закрепить знания детей о башкирских традициях, обычаях и национальных блюдах.
Материалы и оборудования: ТСО, декорация дома и домашнего обихода, клубочки, поднос, национальные блюда и т. д.
I. Звучит песня «Аулаҡ өй».
Бабушка сидит дома и вяжет. В это время стучатся в дверь. Бабушка идет к двери, но никого нет. Снова садится вязать. Стучатся во второй раз и убегают.
Бабушка по-своему что-то говорит и встает за дверь… Как только постучались в третий раз , она тут же открывает дверь и застает девочек.
Б.: - Ах, это девочки! Һаумыһығыҙ, ҡыҙҙар! Здравствуйте, девочки!
Д.: - Өләсәй, мы к вам в гости пришли, можно?
Б: - Да, заходите, я вас чаем угощу. Присаживайтесь.
Девочки заходят и садятся на стульчики.
Звучит мелодия курая.
Б: - Ах, девочки, когда я была маленькой, тоже как вы была озорной и веселой. Мы все вместе мальчики и девочки собирались и дружно играли в разные игры. Эту встречу мы называли посиделками. На башкирском языке это называется аулак. Я сегодня вас хочу пригласить на аулак. На аулаке не только пели, танцевали, играли, загадывали загадки, но и занимались рукоделием.
Вот у меня закончились клубочки, одной мне не справиться. Вы мне поможете?
Д: - Да, өләсәй, поможем.
Б: - Оденьте моток на руки и будем наматывать клубочки.
Молодцы, девочки! Вы, наверное устали. Давайте потанцуем.
II. Исполняется танец «Гульназира».
Б: - Молодцы, девочки. Понравилось вам танцевать?
Д: - Да, очень!
Б: - А может, мы в какую – нибудь игру поиграем? А какие вы игры знаете?
Д: - Спрячу платочек-«Йәшерәм яулыҡ».
III. Игра «Йәшерәм яулыҡ» (По ходу игры проигравшему даются наказы.)
1) Виктории какой наказ дадим?
Д: - На башкирском языке рассказать стихотворение.
2) Второму игроку изобразить медведя.
Б: - А слово медведь как переводится на башкирский язык? (Айыу.)
- Что любит медведь? (Мед-бал).
3) Третий игрок кукарекает как петух. (Әтәс).
4) Спеть песню. (Девочка незнает.)
Б: - Не расстраивайся, давайте все вместе споем плясовую песню.
Тыпыр-тыпырҙатып
Бергә баҫайыҡ әле.
Уйнап-көлөп, йырлап-бейеп
Күңел асайыҡ әле.
Исполняется песня «Весело живем».
IV. Отгадывание загадок.
Б: - Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.
1) У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало блестит. (самовар).
2) Сладкий и не сахар
Липкий, а не клей
Вкусный, а не конфета. (мед).
3) Спрыгнул он со сковородки
Подрумяненный в середке
Знать готов еще один
С пылу жару тонкий (блин).
Б: - Молодцы!
V. Игра «Юрта»
Б: - А теперь давайте поиграем в юрту. Что такое юрта?
Д: - Это жилище башкир
Б: - Башкиры раньше жили в юртах.
(Под музыку пианино дети начинают играть в «Юрту».)
Б: - А где же наши клубочки? Девочки вы не видели? Там же было 3 клубочка, не хватает одного. Давайте поищем.
(Клубок лежит под столом.)
Б: - Ах, вот наш волшебный клубок. Ну почему же он здесь лежит? Как вы думаете? Он, наверное, зовет нас пить чай. Я принесу самовар, а вы сядьте за стол. Посмотрите, девочки, какие блюда вы видите на столе?
Д: - Башкирские национальные блюда.
Б: - Правильно!
Д: - Бауырһаҡ, ҡоймаҡ, бәлеш, өсмөйөш, ҡымыҙ, бал.
(Клубок «покатился» к телевизору.)
Б: - А теперь давайте посмотрим башкирские блюда на экране.
(перечисляются блюда)
(Звучит фонограмма крика петуха.)
Б: - Ой, девочки мы даже не заметили, как пролетело время. Вам понравилось на аулаке? Какие мы игры играли? Что вам запомнилось больше всего? Я хочу вам сказать, чтобы вы не забывали башкирские традиции, ходили друг к другу в гости. Ведь башкиры гостеприимный народ.
Д: - Һаубулығыҙ, өләсәй. (До свидания,бабушка!.)
Б: - Һаубулығыҙ, ҡыҙҙар. (До свидания,девочки!.)
Читайте также |
---|
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...