«Аулак»
Итоговое занятие по самообразованию

Цели: Закрепить знания детей о башкирских традициях, обычаях и национальных блюдах.

Материалы и оборудования: ТСО, декорация дома и домашнего обихода, клубочки, поднос, национальные блюда и т. д.

 

I. Звучит песня «Аулаҡ өй».

Бабушка сидит дома и вяжет. В это время стучатся в дверь. Бабушка идет к двери, но никого нет. Снова садится вязать. Стучатся во второй раз и убегают.

Бабушка по-своему что-то говорит и встает за дверь… Как только постучались в третий раз , она тут же открывает дверь и застает девочек.

Б.: - Ах, это девочки! Һаумыһығыҙ, ҡыҙҙар! Здравствуйте, девочки!

Д.: - Өләсәй, мы к вам в гости пришли, можно?

Б: - Да, заходите, я вас чаем угощу. Присаживайтесь.

Девочки заходят и садятся на стульчики.

Звучит мелодия курая.

Б: - Ах, девочки, когда я была маленькой, тоже как вы была озорной и веселой. Мы все вместе мальчики и девочки собирались и дружно играли в разные игры. Эту встречу мы называли посиделками. На башкирском языке это называется аулак. Я сегодня вас хочу пригласить на аулак. На аулаке не только пели, танцевали, играли, загадывали загадки, но и занимались рукоделием.

Вот у меня закончились клубочки, одной мне не справиться. Вы мне поможете?

Д: - Да, өләсәй, поможем.

Б: - Оденьте моток на руки и будем наматывать клубочки.

Молодцы, девочки! Вы, наверное устали. Давайте потанцуем.

 

II. Исполняется танец «Гульназира».

Б: - Молодцы, девочки. Понравилось вам танцевать?

Д: - Да, очень!

Б: - А может, мы в какую – нибудь игру поиграем? А какие вы игры знаете?

Д: - Спрячу платочек-«Йәшерәм яулыҡ».

 

III. Игра «Йәшерәм яулыҡ» (По ходу игры проигравшему даются наказы.)

1) Виктории какой наказ дадим?

Д: - На башкирском языке рассказать стихотворение.

2) Второму игроку изобразить медведя.

Б: - А слово медведь как переводится на башкирский язык? (Айыу.)

- Что любит медведь? (Мед-бал).

3) Третий игрок кукарекает как петух. (Әтәс).

4) Спеть песню. (Девочка незнает.)

Б: - Не расстраивайся, давайте все вместе споем плясовую песню.

Тыпыр-тыпырҙатып

Бергә баҫайыҡ әле.

Уйнап-көлөп, йырлап-бейеп

Күңел асайыҡ әле.

Исполняется песня «Весело живем».

 

IV. Отгадывание загадок.

Б: - Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.

1) У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало блестит. (самовар).

2) Сладкий и не сахар

Липкий, а не клей

Вкусный, а не конфета. (мед).

3) Спрыгнул он со сковородки

Подрумяненный в середке

Знать готов еще один

С пылу жару тонкий (блин).

Б: - Молодцы!

 

V. Игра «Юрта»

Б: - А теперь давайте поиграем в юрту. Что такое юрта?

Д: - Это жилище башкир

Б: - Башкиры раньше жили в юртах.

(Под музыку пианино дети начинают играть в «Юрту».)

Б: - А где же наши клубочки? Девочки вы не видели? Там же было 3 клубочка, не хватает одного. Давайте поищем.

(Клубок лежит под столом.)

Б: - Ах, вот наш волшебный клубок. Ну почему же он здесь лежит? Как вы думаете? Он, наверное, зовет нас пить чай. Я принесу самовар, а вы сядьте за стол. Посмотрите, девочки, какие блюда вы видите на столе?

Д: - Башкирские национальные блюда.

Б: - Правильно!

Д: - Бауырһаҡ, ҡоймаҡ, бәлеш, өсмөйөш, ҡымыҙ, бал.

(Клубок «покатился» к телевизору.)

Б: - А теперь давайте посмотрим башкирские блюда на экране.

(перечисляются блюда)

(Звучит фонограмма крика петуха.)

Б: - Ой, девочки мы даже не заметили, как пролетело время. Вам понравилось на аулаке? Какие мы игры играли? Что вам запомнилось больше всего? Я хочу вам сказать, чтобы вы не забывали башкирские традиции, ходили друг к другу в гости. Ведь башкиры гостеприимный народ.

Д: - Һаубулығыҙ, өләсәй. (До свидания,бабушка!.)

Б: - Һаубулығыҙ, ҡыҙҙар. (До свидания,девочки!.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

Читайте также

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения…

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе Введение. Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем...

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...