Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по теме: «Зима. Зимующие птицы».

Цели:

• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Закреплять понятие «зимующие» птицы.

• Активизировать в речи обобщающие слова: «перелетные птицы», «зимующие птицы»; расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

• Развивать словарь действий и признаков.

• Закреплять умение детей согласовывать имена существительные с числительными в пределах 5.

• Формировать навыки слогового анализа слов с использованием опорных схем.

• Совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

• Воспитывать интерес к народному творчеству, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

 

Ход занятия.

Дети входят в зал. (звуки вьюги, метели)

Здороваются с гостями.

- Здравствуйте мои друзья!

Сегодня я - Фея Льдинка.

Приглашаю вас в мой волшебный дворец.

По дорожке вы пройдите

Снегом белым похрустите.

Слышно как хрустит снежок?

Проходи скорей дружок.

Зиму снежную люблю.

В гости всех к себе зову.

- Посмотрите вокруг. Все переливается, сверкает. Здесь очень уютно и красиво.

- А как вы думаете, кто живёт в моём   дворце?

(снеговик, снежная Баба, Дед Мороз, снегурочка, зима)

- Правильно ребята! И зима конечно же здесь может жить.

- А что такое зима? (время года)

- Что в народе говорят о зиме?

(В зимний холод всякий молод.

Зимой шубка – не шутка.

Год кончается, а зима начинается.

Спасибо, мороз, что снега принес.

Сугроб да вьюга – два друга.

Зима лодыря морозит.)

- Как вы думаете почему «Зимой солнце сквозь слезы смеется».

Потому что в ясный день солнце светит ярко и блестит снег. И от этого блеска в глазах появляются слезы.

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

- Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?   (Сорока)

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока!)

- Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

- Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним.   (усаживает ворону на дерево).

-Назовите птиц, которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т.д.)

- Какие это птицы?

(это перелетные птицы)

- Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые страны, а весной прилетают обратно)

- А какие птицы остались?

(Остались зимующие птицы.)

- Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т.д.)

- Не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная).

- Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Я знаю, вы помогаете птицам зимой.

- Что вы делаете?

(Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

- Давайте вспомним стихотворение об этом, а помогут нам наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Сегодня я расскажу вам, какая птица, чем питается?

Садитесь в кружок.

Внимание на экран. ( презентация на компьютере)

Корм для птиц буду изображать схемами.

- Зернышки и крошки   обозначу так: 1

 

- Сало, такой схемой : 2

 

- Ягоды рябины, вот так: 3

 

- Остатки пищи, таким символом: 4

 

- Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

- У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

- Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

- Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

 

- Теперь встаньте и подойдите к столам. Садитесь.

- Рассмотрите птиц.

- Подберите для каждой птицы корм.

- Серёжа, чем ты угостил синицу? (дети дают полный ответ)

- Даня, что ты приготовила для вороны?

- Ваня, кого ты угостишь зернышками?

- Егор, чем ты будешь кормить воробья?

- Рома, что будет у тебя клевать снегирь?

- Сава, для кого ты приготовила остатки пищи?

- Никита, кто у тебя будет клевать сало?

(ответы детей)

- Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока: Спасибо.     

- Пожалуйста.

- Молодцы, накормили своих птичек?

- Подойдите ко мне.

 

Приготовила для вас

Карточки-загадки.

На карточку посмотрите

Название зимующей птицы подберите.

 

- Правильно.

- Давайте проверим.

- Никита, отхлопай это слово по слогам.

- Ребята, давайте ему поможем с помощью ладони.

 

- Молодцы! Правильно всех птиц отгадали.

У меня есть еще один сюрприз для вас картинки-невидимки (показывает жестом руки).

- Подходите к столам. Возьмите кисточки, опустите в масло и проведите кисточкой по листу слева направо. Положите кисточки на салфетки.

- Даня, что ты видишь? (Я вижу ворону.)

- Ваня, а ты?

- Серёжа, кто появился у тебя?

 

- Правильно.

- Обратите внимание на цифру. Она подсказывает, сколько птиц надо назвать. Подумайте и назовите.

- Сколько у тебя, Егор.

- А у тебя, Рома.

- У тебя.

 

- Ваши картинки украшают мой дворец.

- Я знаю, что вы очень любите зиму и совсем не боитесь мороза.

 

- Мы по кругу пойдем, песню о зиме споем.

 

Ой, мороз, мороз, мороз!                                   Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес!                                     Щиплет щеки он до слез,

А мы не боимся,                                                А мы не боимся,

А мы веселимся!                                                А мы веселимся!

 

Ой, мороз, мороз, мороз!                                  Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,                                      И кататься в лес пойдем,

А мы не боимся,                                                А мы не боимся,

А мы веселимся!                                               А мы веселимся!

 

- Во дворце мы отдыхали, и гуляли, и играли.

А теперь, мои друзья, возвращаться вам пора.

По заснеженной дорожке вы отправитесь вперед,

Детский сад родной вас ждет.

До свиданья, детвора

ждут вас новые дела.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза»

Сценарий Нового года в подготовительной группе «Новогоднее спасение Деда Мороза» Вход-танец «Елочка» анс. Родники. Ведущий: Мы гостей сюда позвали И этот маленький народ Чтобы в...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...