Конспект занятия по развитию связной речи «Зима»

(старшая группа)

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делать? что сделать?), словами – признаками (какой? какая?);

- учить детей указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные);

- учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительными;

- добиваться четкого произнесения слов, фраз;

- учить правильно использовать интонацию, делить слова на слоги, выделять ударный слог;

- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

 

Ход занятия:

Звучит запись «Вьюги»

(дети входят в зал)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите?

(ответы детей)

Воспитатель: Что вы почувствовали, услышав эти звуки?

(ответы детей)

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

(дети показывают)

Воспитатель:

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.

(звук вьюги затихает)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами согреемся!

(звучит мелодия)

Воспитатель:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают, (потирают руки)

Ручки, ручки согревают. (дуют на ладошки)

Дети:            

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки. (хлопают в ладоши)

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко. (топают)

 Вот так топать мы умеем,

Вот так ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

(дети выполняют танцевальные движения)

Вот так мы плясать умеем,

Вот так ножки мы согреем.

(звучит музыка)

Воспитатель:

К нам кто–то спешит, а кто это? Догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

(входит Зима)

Загадывает детям загадки о зиме.

Игра со снежинками (дыхательная гимнастика).

Зима оставляет детям «волшебный снег», который поможет им научиться составлять предложения.

Воспитатель: Спасибо, Зимушка – Зима! До свидания!

Воспитатель: Ребята, настало время научиться составлять предложения. Сегодня это будут предложения о зиме.

Воспитатель: Посмотрите, что оставила нам в помощь гостья Зима!

Достает белый снежок, делая вид, что лепит.

Воспитатель:

Я леплю тебя, снежок.

Удивлю тебя дружок!

В руках у воспитателя снежинки.

Воспитатель выкладывает их на фланелеграф.

Воспитатель: Снежинки, что сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Снежинки, какие?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф снег.

Воспитатель: Снег, что сделал?

Ответы детей.

Воспитатель: Снег, какой?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф сугробы.

Воспитатель: Сугробы, что сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Сугробы, какие?

Ответы детей.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф деревья в инее.

Воспитатель: Иней, что сделал с деревьями?

Ответы детей.

Воспитатель: Деревья покрыты, каким инеем?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года получилось у нас на фланелеграфе из волшебного снега?

Ответы детей.

Воспитатель: Зима, что сделала?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием и придумали красивые, полные предложения о зиме.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к следующему заданию предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Воспитатель:

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель: А сейчас вы, ребята, будете составлять рассказ по картине, используя разные красивые слова.

Воспитатель: Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Где происходит действие картины?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нарисовано в центре картины?

Ответы детей.

Воспитатель: Из чего сделан дом?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё вы можете сказать о доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт в этом доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите внимание на природу вокруг домика. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое время суток нарисовал художник?

Утро, день или вечер?

Ответы детей.

Воспитатель: Это ребята конец дня, но вечер ещё не наступил. Это время называется сумерки.

Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Чем вам понравилась картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое название вы бы дали этой картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас вы сами придумаете рассказ по картине.

Воспитатель дает детям небольшой план рассказа

Воспитатель: Расскажите, какое время года изображено на картине?

Где происходит действие картины? Опишите природу на картине, в какое время суток происходит действие? Какие чувства вы испытываете при виде этой картины? Чем она вам понравилась?

Воспитатель слушает 2-3 рассказа детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы интересно описали картину о зиме. Красиво описали природу зимнего леса, отметили, что зима – прекрасное время года. Поэтому все – и взрослые, и дети любят её. Составили полное, красочное, интересное и содержательное описание картины.

Звучит музыка, входит Снеговик.

Снеговик:

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

 Глаза – угольки, руки – сучки.

 Холодный, большой, кто я такой?

Ответ детей.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Помните, недавно вы слепили меня из снега на своем участке. Так вот, от вашего старания, душевного тепла я ожил и решил прийти к вам в гости, поиграть.

Играет с детьми в игру «Сугроб».

Снеговик: Ребята, а какой самый веселый, волшебный праздник мы празднуем зимой?

Ответ детей.

Дети исполняют песню «Зимние радости».

Снеговик:

Ох, жарко, ох, тепло!

Снеговик от тепла простужается.

У меня если нет мороза,

Капельки капают с носа.

Вам, ребята и взрослые, желаю не простужаться и не болеть в зимнее время. Будьте здоровы! До свидания!

 

Использованный материал:

  1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» ООО «Т Ц сфера, 2003г»
  2. Н.В.Тицева «Система коррекционной работы» Санкт- Петербург
  3. «Детство- пресс 2005г»
  4. «Занятия по развитию речи в детском саду» Москва, Просвещение 1993г.
  5. Азбука физминуток для дошкольников для дошкольников Москва «ВАКО»2008
  6. Инновации в логопедическую практику лепка- пресс 2008г.
  7. Т.И. Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» издательство «Школьная пресса»2004г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…

Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»