Сайт для воспитателей детских садов




( 68 Голосов ) 


Планы занятий по ознакомлению детей с рекой Волгой

Приложение к работе: Экологический проект на тему «Спасем нашу Волгу».

Типы занятий: Интеллектуально-развивающие.

Сообщение новых знаний.

1. Тема: Великая Волга. Волга – красавица.

Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как самой крупной и красивой реке в Европе. Показать величие реки Волги и красоту тех мест, где она протекает. Познакомить с географической картой реки Волги: где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, большие города вдоль реки Волги. Воспитание чувства гордости за нашу великую реку.

Материал: 6 – 8 фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги, репродукции картин – пейзажи с изображением реки Волги художников: Айвазовского, Саврасова, Кустодиева, Галахова, Боголюбова; запись песни Зыкиной «Течет Волга», географическая карта реки Волги.

План.

1. Прослушивание песни Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», с просмотром фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги.

2. Вступительная беседа:

– Как называется наш город?

– Почему он называется Волгоградом?

- Что вы знаете о реке Волге?

3. Примерный рассказ воспитателя о реке Волге:

Волга – одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой. Полюбуйтесь на репродукции картин известных художников:

4. Знакомство с географической картой реки Волги.

Волга берет начало (показ на карте) у деревни Волговерховье Тверской области.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река…

 

И не только берега крутые,

И не только тучи - облака,

В Волге, словно в зеркале России,

Судьбы отразились и века.          

Палькин Н.Е.

Показать по карте, какой огромный путь проделывает река. Вначале она течет по зоне лесов, затем по лесостепи, по нашей области – степи, и далее до Каспийского моря по полупустыни.

Показ крупных притоков реки Волги, объяснить, что они питают Волгу, делают ее полноводной.

Показ больших городов вдоль реки. Помочь детям понять, почему города «растут» у реки.

5. Итоговое обобщение.

2. Тема: Волга – труженица, кормилица.

Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как о кормилице страны, важнейшем экономическом регионе России. Показать значение Волги - труженицы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в производстве электроэнергии. Познакомить с промысловой рыбой, обитающей в Волге. Вызвать чувство гордости, что мы живем на такой могучей реке.

Материал: картины с изображением Волжской ГЭС, заводов и фабрик вдоль берега реки Волги, картинки с изображением Волжской промысловой рыбы.

План.

1. Вступительная беседа:

- Почему люди селились возле Волги?

- Объясните, почему говорят, что Волга – труженица и кормилица?

2. Примерный рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

Издревле человек использовал речную воду в своем хозяйстве. Ни один завод не может работать без воды. Современные заводы и фабрики требуют еще больше воды. Почти половина промышленного и сельского хозяйства России находится на берегах Волги и ее притоках. Машиностроение, нефтепереработка, химические предприятия, тепловые и атомные электростанции – везде нужна вода. Использованная вода сливается назад, в реку. Да, ее предварительно очищают в специальных очистных сооружениях. Но зачастую, эти сооружения настолько устарели, что половина вредных веществ остается в воде. Наша страна может обойтись без машин, станков, нефти, удобрений? Что же делать тогда?

Мощные гидроэлектростанции перегородили реку каскадом плотин. Волга из могучей проточной реки превратилась в цепь слабопроточных водоемов. Треть всей производимой в стране электроэнергии производится на волжских берегах. Можем страна обойтись без электроэнергии?

Нужна вода и в сельском хозяйстве. Без полива нельзя получить хорошие урожаи.

Везде нужна вода и дает ее нам Волга – кормилица. Наша задача – сберечь чистоту волжской воды. Сделать это очень трудно. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы полностью решите эту проблему.

3. Рассказ воспитателя о промысловой рыбе, которая водится в Волге.

Показ иллюстраций с изображением волжской промысловой рыбы. В Волге обитает около 70 видов рыб. Из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

3. Итоговое обобщение.

3.Тема: Волга – поилица. Волга – водная дорога.

Программное содержание: Показать значение реки Волги, как источника питьевой воды. Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды. Познакомить с одним из способов очистки воды – фильтрованием. Научить делать простейшие фильтры и фильтровать воду. Учить беречь воду. Показать значение реки Волги, как центральной водной артерии России.

Материал: географическая карта реки Волги со всеми водными системами с прилегающими территориями;

раздаточный (для опытов): три стакана с чистой водой, воронка, прозрачный сосуд для фильтра (пластиковая банка), фильтровальная бумага, чистый (прокаленный на огне) песок, уголь для фильтра. Масло растительное, земля и соль по 1-ой ложке.

План.

1. Вода – дар природы. Без воды жизнь на земле невозможна! Пресная чистая вода ценится очень высоко. О ее чистоте заботится государство. Всего 60 лет назад наша волжская вода считалась питьевой. Теперь она очень грязная.

- Можно ли очистить грязную воду?

- Как это можно сделать?

- Из чего можно сделать фильтр?

Чтобы очистить воду надо затратить немало средств (денег) и времени.

2. Изготовление фильтров:

- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;

- насыпать туда же уголь;

- сверху чистый песок.

С каждым разом качество фильтра улучшается.

3. Проведение опытов по очищению воды:

- в стакане с чистой водой размешать ложку земли и ложку масла, пропустить через фильтр;

- в стакане с чистой водой размешать соль, профильтровать.

Дети делают выводы: земля и масло сразу отфильтровались, а соль не фильтруется.

Вещества, которые хорошо растворяются в воде, практически не фильтруются. В Волге достаточно много вредных веществ, растворенных в воде. Вот почему, прежде чем волжская вода поступит к нам в дом, ее не только фильтруют, но и хлорируют. Хлор – это газ, который делает воду чище. Хлор сам постепенно выходит, поэтому воду рекомендуют отстаивать и кипятить.

Вывод: волжская вода – наше богатство, которое надо беречь, воду использовать разумно, экономить.

4. Примерный рассказ воспитателя.

- В далекие времена, когда не было дорог, как можно было попасть в другой поселок на реке, перевезти груз?

Издревле люди использовали реку, как водную дорогу. Вначале плавали на плотах, затем лодках, позже научились строить пароходы. Почти 200 лет назад был построен первый пароход. Когда Волгу соединили с Невой, открылся выход в Балтийское море (показ по карте). Стали совершаться крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, позже нефти и хлопка. Сейчас Волга на севере страны соединена с Белым морем через Беломорско-Балтийский канал, на юге – с Азовским и Чёрным морями — через Волго-Донской канал (показ по карте).

5. Итоговое обобщение.

4. Тема: Волга – природное сообщество.

Программное содержание: Дать понятие о реке Волге, как о природном сообществе, где совместно обитают разнообразные животные, растения, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в реке. Помочь понять взаимозависимость живой и неживой природы. Воспитывать вдумчивое, бережное отношение к реке и его обитателям.

Материал: иллюстрации с изображением растений и животных, обитающих в реке Волге и ее притоках.

План.

1. – Что такое река? Это природное сообщество микробов, растений и животных, которые совместно приспособились жить в реке.

  • Растения Волги (камыш, стрелолист, рогоз, кувшинка, кубышка, тростник и др.);
  • Различные водоросли;
  • Животные Волги и ее притоков (рыба, раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапля, кряква и т.д.);
  • Взаимосвязь и взаимозависимость микробов, растений, животных, как они приспособились к условиям жизни в реке.

2. Составление вместе с детьми 3 – 4 цепи питания, которые складываются на реке. Например: растения – комары – лягушки – цапли; водоросли – головастики – окуни - аисты.

3. Самостоятельное составление детьми цепи питания.

4. Итоговое обобщение.

5. Тема: Человек и Волга.

Программное содержание: Дать понятие о природном равновесии реки, что человек не должен вмешиваться, и тем более загрязнять реку.

Помочь понять детям, как человек порой без злого умысла, просто не подумав, может нарушить это хрупкое равновесие. Подвести детей к мысли, что реку надо охранять.

Материал: письмо от «рыб» реки Волги, иллюстрации берегов Волги с мусором; на каждого ребенка альбомный лист и карандаш.

План.

1. Сюрпризный момент: почтальон принес письмо от «рыб реки Волга».

2. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята. Мы, рыбы реки Волги, очень рады, что вы интересуетесь нами. Мы и другие обитатели реки очень просим вас помочь нам. Наш дом – река Волга – в опасности. С каждым годом вода становится все грязнее. Нам не выжить в грязной воде. Помогите нам, пожалуйста».

3. Обсуждение письма:

- Почему вода становится все грязнее?

- Ребята, как мы можем помочь обитателям реки?

4. Разбор некоторых ситуаций, которые приводят к нарушению природного равновесия в реке:

  • Водитель помыл в реке свой автомобиль или мотоцикл. В воду попали бензин, смазочное масло. Мальки рыб, и многие другие обитатели реки погибли или заболели. Предложить детям продолжить цепочку бед.
  • Раки поедают погибших животных. В реке выловили почти всех раков. Раков не стало - от погибших животных заражались здоровые рыбы и другие обитатели реки. От больных рыб цепочка идет дальше.
  • Моллюски пропускают через себя очень много воды и очищают ее от мелких растений. Ребята играли в игру «Кто больше соберет двустворчатых моллюсков». Без воды и пищи моллюски на берегу быстро погибли. Живых фильтров в реке нет - вода мутнеет. Меньше проникает света - растения страдают и начинают погибать. Меньше кислорода, который выделяли растения - труднее дышать рыбам. Цепочку продолжить детям.
  • Рассыпанные удобрения дождевой водой смыло в реку – отравление всех обитателей реки – их болезнь и гибель.
  • Кучи мусора на берегу во время паводка попадают в реку – результат тот же.

5. Охрана реки Волга (предложить детям обо всем сказанном делать свои зарисовки, наброски):

  • Не бросать в воду мусор.
  • Не оставлять мусор на берегу.
  • Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).
  • Не разбрасывать лишние удобрения и ядохимикаты.
  • Установить современные очистные сооружения на заводах и фабриках.
  • Расчищать родники и ручьи.
  • Беречь воду.
  • Оберегать растения – не рвать кубышки, кувшинки и любые другие растения.
  • Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.
  • По-возможности помогать животным:

- зимой во льду делать лунки, чтобы поступал кислород, и рыбам было легче дышать;

- весной после разлива в лужах погибает много мальков – вылавливать их и в банках или ведрах переносить в реку.

6. Итоговое обобщение.

6. Тема: Спасем нашу Волгу.

Программное содержание: Учить детей составлять модели по охране реки Волги. Воспитывать ответственность за все живое на реке. Формировать у детей ответственно-осознанное отношение к реке Волге.

Материал: авторский рассказ «Рыбалка»; на каждого ребенка по 4 листа альбомной бумаги, цветные и простой карандаши, личные зарисовки с прошлого занятия.

План.

1. Чтение рассказа «Рыбалка», беседа по содержанию. Обязательно включить такие вопросы:

  • Расстроился ли мальчик, что новые приезжие развели костер в другом месте?
  • По какой фразе это видно?
  • Почему мальчик так переживает из-за этого?
  • Какую рыбалку любит мальчик?
  • Можно назвать соседей рыбаками? Почему?
  • Почему на берегу валялась мелкая рыбка?
  • Что еще можно сказать об этих браконьерах?
  • Как вы думаете, что делали мальчик с отцом после отъезда браконьеров?
  • Почему они все убирали за ними, а не продолжали ловить рыбу?
  • А вы, ребята, любите свою Волгу?
  • В чем выражается ваша любовь?
  • Как ваша семья отдыхает на Волге?

2. Предложить детям придумать и нарисовать свои модели по охране реки Волги. Напомнить детям, что надо вспомнить все, что говорили о Волге на прошлых занятиях.

3. Обсуждение получившихся у детей моделей.

4. Принять и зарисовать единые модели «Охрана реки Волги», «Охрана рыб».

5. Итоговое обобщение.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...