«Наша планета (страны, континенты)»

Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)».

Форма организации: творческая мастерская.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Виды деятельности детей: коммуникативная, продуктивная, двигательно-игровая.

Количество детей на занятии: 10 чел.

Цель: формирование целостного представления о планете Земля, о ее материках и океанах.

Задачи занятия:

    • уточнить представления детей о планете Земля, о ее материках и океанах;
    • формировать представление о разнообразии ландшафта материков посредством наглядного моделирования техники эбру.
    • развивать навыки взаимодействия при работе в команде, умение договариваться.
    • расширять лексический запас детей (континент, материк, эбру);
    • дать представление о технике эбру;
    • создавать на занятии атмосферу радости от осмысления познавательной информации.

Ожидаемые результаты:

    • развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности детей через обогащение образовательного процесса новыми формами работы;
    • сформированность у старших дошкольников представления о планете Земля и ее географических особенностях;
    • развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
    • развитие связной речи, обогащен словарь детей новыми понятиями;
    • формированиеу детей умение общаться со сверстниками и взрослыми;
    • освоение приемов изображения в технике эбру;
    • воспитание у детей осознанно бережное отношение к Земле как общему дому для всего человечества.

Методы и приемы, технологии

1. Общепедагогические методы и приемы:

    • методы формирования сознания: рассказ (предоставление познавательной информации), комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность детей, наглядный материал (глобус, карта), сюрпризный момент (полученный узор в технике эбру), беседа: обсуждение географических особенностей планеты, техники рисования эбру;
    • методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): последовательность выполнения творческого продукта, техника рисования, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями), самоотчет детей;
    • методы стимулирования и мотивации деятельности: волшебные задания.

2. Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности:

    • наглядные методы: рассматривание глобуса, географическая карта; раздаточный и демонстрационный материал для продуктивной деятельности; изучение образца;
    • словесные методы: вопросы проблемного характера, загадка, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности, художественное слово, пояснения воспитателя к наглядным средствам;
    • практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний (рисование на воде)

Ключевые понятия: планета, карта, материк, океан, страна, эбру.

Среда и/или дидактические средства: глобус, перчатка, раскрашенная в технике эбру, коврик «Планета» (для высыхания шаблонов, окрашенных в технике эбру), белые бумажные шаблоны материков, белый бумажный шаблон России, цветной (окрашенный в технике эбру) материк Евразия, цветовые алгоритмические карты, наборы для рисования в технике эбру (рисование в парах), детские накидки, накидка для взрослого. В качестве подарков для детей: удостоверения «Покоритель планеты», эбру-значки, набор для рисования на воде в технике эбру.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание карты в группе, обсуждение опыта путешествий у детей.

Межпредметные связи (интеграция ОО):

Познавательное развитие: представления о планете и ее географических особенностях; представления о воде, красках, их свойствах и способах использования в продуктивной деятельности; навыки опытно-экспериментальной деятельности (с водой, с красками).

Социально-коммуникативное развитие: проведение опытов во взаимодействии друг с другом: самостоятельно выбирают себе партнеров, договариваются друг с другом; проводят совместное экспериментирование, решают совместные задания. Совместное оформление коврика «Планета» (определение правильных вариантов размещения материков).

Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: «континент», «материк», «океан», «мастерская», «техника эбру», «узоры», «пипетка», «палитра», «гребень», «прозрачный», активизация их использования. Рассказ о проделанной работе и полученных впечатлениях.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие произведений изобразительного искусства в технике эбру, загадка.

Физическое развитие: осмысление пользы рисования эбру для здоровья (медитация), двигательная игра «Воздух, земля, вода».

Этапы ООД

ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
ПРИМЕЧАНИЕ
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему Приветствие детей, знакомство. Краткая информация о себе.
Демонстрация предмета (глобус). Обсуждение его названия, назначения – уменьшенная объемная модель Земли.
Начинаем со средства привлечения внимания детей. Словесно-наглядный метод.
Дети собираются все в круг и начинают внимательно слушать.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
 
1.2. Мотивация деятельности детей Активизация понятия «географическая карта» через загадку.
Повторение понятия «географическая карта» – плоскостная модель Земли, необходимая для ориентировки в пространстве.
Детям предлагается отметить на карте точку – город, где живут дети (поставить флажок).
Детям предлагается поиграть в иргу «Воздух, земля, вода»: называется материк, обводится на карте указкой. Возможны различные варианты. Можно этот момент обсудить с детьми.
Игровой и словесный методы погружения в тему.
Прием погружения в тему – предложение сделать свою собственную карту своими руками.
Отгадывают загадку.
Показывают, где висит карта. Рассказывают, зачем она нужна в группе.
Рассказывают, как называется их город. По возможности показывают на карте.
Дети изображают, как до него можно добраться из их города.
Высказываются, почему выбрали тот или иной путь передвижения.
Приложение 1
По воздуху – встают на носочки, поднимают руки вверх, по земле – приседают, опускают ладошки в полу, по воде – изображают волну руками, разведенными в стороны.
1.3. Целеполагание Предложение сделать свою собственную карту своими руками возможного варианта ее изготовления.
Предложение научиться быстро, необычно и красиво рисовать. Демонстрация образца (перчатка с узором в стиле эбру).
Предложение отправиться в мастерскую для творческой работы, разбиться на пары, надеть фартуки, чтобы защитить одежду от краски.
Словесный и наглядный методы целеполагания.
Прием погружения в тему – введение термина эбру.
Вопросы, диалог с формулированием детьми цели. Воспитатель не заметно подвел детей к решению задачи.
Проблемная ситуация «Чем раскрасить материки?» – предлагают свои версии решения проблемной ситуации.
Рассматривают образец.
В ходе диалога друг с другом сообща дети принимают решение о необходимости изучения новой техники.
Надевают фартуки, оказывают помощь друг другу.
Приложение 2
II. Основная часть
2.1. Актуализация раннее приобретенных знаний Обсуждаются разнообразие ландшафта материков в процессе наглядного моделирования в техники эбру.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, использование детского опыта, активизация самостоятельного мышления детей
Приобретенные ранее знания помогают детям с легкостью справиться с этим заданием.
Активизация продуктивной деятельности детей.
Рассуждают и отвечают на вопросы.
Стараются помочь соседу у, которого не получается и радуются результату других детей.
 
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания Объясняется последовательность работы в технике эбру. Демонстрируются технические приемы эбру на примере одного из материков (Евразия).
Обращается внимание на взаимодействие при работе в команде, на необходимость договариваться.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Дети находят пути решения творческой задачи, обсуждают между собой проявляя любопытство к материалу. Договариваются, какие использовать краски и как построить узор.  
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель сопровождает деятельность детей инструкциями правильного выполнения; смотрит, кому требуется помощь, дает советы и рекомендации, напоминает, если забыли, как выполнять.
Предлагается вариант оформления итогов работы.
Предлагается рассмотреть раскрашенные материки, назвать их.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Акцентируется внимание детей на их достижениях.
Самостоятельная деятельность детей: работают в парах за столами.
Знакомые с техникой эбру дети выступают в качестве наставников.
Раскладывают раскрашенные материки на коврике «Планета»
Называют материки, отмечают их характерные особенности.
 
III. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель задает вопросы детям: Как вы окрасили материки? Чем мы сегодня рисовали? Кому было сложно рисовать? Почему?
Детям вручаются памятные подарки.
Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная. Подведение итогов ОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Рефлексия настроения с помощью беседы и вопросов и эмоционального состояния детей.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, демонстрируют свои знания и умения.
Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.
 

Приложение 1

Загадка о географической карте

Есть моря, а плавать нельзя,

Есть дороги, а ездить нельзя,

Есть земля, а пахать нельзя,

Есть города, а жить в них нельзя,

Зато можно все их названия читать и запоминать,

И где они находятся нам рассказать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Проект по театрализованной деятельности в детском саду

Проект по театрализованной деятельности в детском саду «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение...

Читайте также

Образовательная программа ДОУ

Образовательная программа ДОУ

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...